221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии духовно нравственного воспитания дошкольников

Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников
статья (подготовительная группа)

Данная статья поможет педагогам ДОУ использовать образовательные технологии в работе с детьми 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
«Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников 6-7 лет»20.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников 6-7 лет»

Воспитатель: Палагина О.В, МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик» г. Тамбов

Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в обозначенном направлении.

Духовно – нравственное развитие в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребёнка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.

Для эффективной работы были определены следующие задачи:

  • формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
  • приобщение к традициям Тамбовского края, к традициям России, к традициям семьи;
  • формирование духовно — нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Россию;
  • приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;
  • воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей предметно — пространственной среды. Материал по духовно — нравственному и патриотическому образованию детей вносится во все зоны детской деятельности:

«Папка избыточной информации: «Россия Родина моя» — это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране, области.

«Ленбук православия: «Добрый мир» — это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.

Макеты «Православный храм» , «Деревенское подворье» .

«Вернисаж «Страна мастеров» — выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам.

«Книга памяти» — это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.

«Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников.

Правильно организованная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России.

Реализуя современные требования к организации образовательного процесса, необходимо использовать в работе с детьми проектную технологию, которая включает в себя объединение педагогов, детей и родителей в сотрудничестве и планировании своей работы.

Использование проектного метода в системе духовно — нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями, родители (при желании) активно участвуют в значимом для них процессе духовно — нравственного воспитания детей. Разрабатываются проекты: «Традиции празднования Рождества» , «Мамин день» , «Сорок сороков» , «Светлая пасха» , «Масленица к нам пришла» , «День Победы» .

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Основными целями проведения акций является: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребёнка. Проведение тематических акций становится традицией детского сада: «Каждой пичужке – своя кормушка» , «Посади своё дерево» , «Безопасность на дорогах», «Твори добро», «Подари людям Рождество!»

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами способствует обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.

В образовательном процессе активно использую презентации со специально подготовленным видеоматериалом и игровыми заданиями. Тематика компьютерных презентаций разнообразна: «Флаг России» , «Первый космонавт» , «Традиции празднования Рождества» , «Благовещение Пресвятой Богородицы» , «По святым местам Тамбовщины» .

Организуются выставки творческих работ: «Мама – мой ангел!» , «Никто не забыт и ничто не забыто!» , «Светлый праздник — Пасха» .

Таким образом, использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Представленный материал является результатом работы по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно — нравственном воспитании дошкольников.

Мы работаем по Рабочей программе, в которую включили часть, формируемую участниками образовательного процесса — программу «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый .

Цель проекта Формирование духо.

Углублять представление детей о доброте.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Дорогою Добра» разработан для детей дошкольного возраста 6-7 лет. .

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его.

Альманах педагога

Автор: Дакалина Елена Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОКУ Центр
Населённый пункт: посёлок Новоандросово, Железногорский район, Курская область
Наименование материала: Авторский материал
Тема: «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 22.12.2019
Раздел: дошкольное образование

«Использование инновационных технологий

в духовно-нравственном воспитании детей

Воспитатель: Дакалина Елена Григорьевна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен

заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к

сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы

образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и

мы по-новому начинаем относиться достижениям нашей страны, традициям,

искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных

достижений, просеянных сквозь сито веков. И роль системы дошкольного

преемственной ей системой школьного образования.

духовности. Ведь детство — период расцвета в жизни человека. Дети очень

чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми.

в з а и м о о т н о ш е н и я х

п о л у ч а е т,

п а т р и о т и з м у

обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно

быстрее закрепить их в обществе помогут условия, в которых формировалось

бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому

и доброму и использование инновационных образовательных технологий в

духовно-нравственном воспитании дошкольников.

В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач

обозначены «сохранение культурного, духовно-нравственного наследия,

исторических традиций, формирование государственной политики в области

духовного и нравственного воспитания населения».

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости

приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также

идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для

духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека

(И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в

В методологическую основу разработки и реализации Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования была

заложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России».

дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение

Технологии духовно нравственного воспитания дошкольников

«Использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников»

Бакарас Т.В. воспитатель МБДОУ «Сказка» с.Ездочное Чернянского р-она Белгородской области

Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в обозначенном направлении.

Краеведческая деятельность в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края. Возникает вопрос, а как родители и дети знают истоки народной культуры своего села, края.

Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать.

Для эффективной работы были определены следующие задачи:

  • формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
  • приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи;
  • формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию;
  • приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми;
  • воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России.

Для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей большую роль играет организация развивающей среды. С учётом работы над проблемой была проведена корректировка предметно – развивающего пространства в группе. Материал по нравственно — патриотическому образованию детей внесён во все зоны детской деятельности. Появились и новинки, такие как:

«Папка избыточной информации: «Россия Родина моя» — это фотографии, открытки, фотоальбомы, репродукции картин, предметы быта, игрушки, скульптура малых форм, печатные издания, художественная литература, карты, атласы, справочники, путеводители, видеоматериалы о нашей стране, Белгородской области, селе, и др.

«Ленбук православия: «Добрый мир» — это иллюстрации и репродукции картин с библейскими сюжетами, детская духовная литература, иконопись, детские творческие работы на темы православной культуры.

Макеты «Православный храм», «Деревенское подворье» и др.

«Вернисаж «Страна мастеров» — выставка поделок к тематическим мероприятиям, проектам, календарным датам и праздникам и др.

«Книга памяти» — это фотографии с описанием героических подвигов наших соотечественников, «Бессмертного полка» и участников ВОВ.

«Семейное древо» – это обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, родословные семей воспитанников

Правильно организованная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России.

Продолжая работу по «Использованию инновационных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников», была организована работа мини музея.

Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей музей пополнился предметами русского быта: русская печь, колыбель, лавки, стол, пряха, ухват, рубель, самовар, чугун, народные костюмы, игрушки и другие предметы. Работая над содержанием мини музея, наполняя его различными «экспонатами», дети, родители и педагоги смогли приобрести опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

В представленной теме использовались такие инновационные образовательные технологии как:

Использование данного метода в системе духовно — нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями, родители (при желании) активно участвуют в значимом для них процессе духовно — нравственного воспитания детей. Так за время работы были разработаны и реализованы: проект «Живет мое родное село Ездочное», «Традиции празднования Рождества», «Мамин день», «Сорок сороков», «Светлая пасха», «Масленица к нам пришла», «День Победы».

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Основными целями проведения акций является: формирование системы педагогического взаимодействия ДОО и семьи в интересах развития личности ребенка. Проведение таких тематических акций стало традицией детского сада. Так были организованы и проведены: «Домик для весенних жильцов своими руками», «Птичья столовая», «Посади свое дерево», «Безопасность на дорогах»

Информационно — компьютерные технологии — своеобразные виртуальные экскурсии. Информационно-компьютерные технологии не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами способствует обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.

Поэтому в образовательном процессе активно использую презентации со специально подготовленным видеоматериалом и игровыми заданиями. Тематика компьютерных презентаций используемых мною разнообразна, например: «Любимое село Ездочное», «Белгород – город первого салюта», «Флаг России», «Первый космонавт», «Традиции празднования Рождества», «Благовещение Пресвятой Богородицы» и др.

Конкурсы творческих художественных работ:

Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят — это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления. Подарок сделанный своими руками, детскими руками «греет». Дети с большим удовольствием сделали подарок своим мамам участвуя в проекте «Выращу цветочек и маме подарю». Организовываю выставки творческих работ: «Мама – мой ангел!», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Светлый праздник — пасха».

Завершающим этапом по данному направлению, является педагогический мониторинг, который выявляет уровень сформированности знаний у детей о предметах народного быта, праздниках, традициях, видах народно-прикладного творчества, эстетического вкуса, художественно-творческих способностей;

На основе парциальной программы «Белгородоведение» СтручаеваТ. М., Епанчинцева Н.Д., БрытковаО. А., Колесникова Я.Н., ЛепетюхаВ. В. использовался диагностический инструментарий который показал возросший уровень дошкольников к истокам народной культуры. Как итог «Фольклорный праздник» на районном семинаре руководителей ДОУ, где дети показали приобретенные знания и умения.

Воспитанники на протяжении 3 лет принимали участие в муниципальном этапе фестиваля «Надежда» в номинации «Народное пение» и «народный танец «и становились победителями.

Данные результаты подтвердили эффективность используемых мною форм, методов и приемов в приобщении детей к истокам русской народной культуры. В результате детскими работами оформляются выставки, зал для проведения фольклорных праздников, развлечений, тематических занятий. Совместно с родителями проводятся выставки-ярмарки работ прикладного искусства: игрушек, вышивки, плетения, вязания и др. Дети с удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных инструментах фольклорный материал Белгородского песенного творчества. Особый колорит в мир ребенка внесли народные игры, Так дети группы стали активными участниками областного проекта «Возрождение традиций игровой культуры на Белгородчине». Игры привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что дает ребенку самоутверждаться, регулировать взаимоотношения и «творить» — вносить новые элементы, движения, правила. С 2015 года дети активные участники районного праздника игр и забав «Ездоченский разгуляй», так Бакарас Даша и Башкатова Тася на празднике исполнили народную песню Белгородской области. Участие детей в районном проекте «Повышение интереса к чтению у детей дошкольного возраста на территории Чернянского района» не прошло бесследно. В клубе «Библио Няня» дети учились любить художественное творчество, знакомились с произведениями Белгородских писателей Л. Кузубов, В. Череватенко, Е Дубравным и др.

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребѐнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

«Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» (методические рекомендации)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Белочка»

«Использование инновационных технологий

в духовно-нравственном воспитании детей

старшего дошкольного возраста»

Автор: Дьякова Е.В.

Данная методическая разработка содержит опыт работы педагога ДОУ по использованию инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Использование данных технологий в системе духовно — нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как они позволяют сочетать интересы всех участников образовательного процесса:

дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями;

родители активно участвуют в значимом для них процессе духовно — нравственного воспитания детей;

педагоги имеют возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

задачи всех пяти образовательных областей решаются в интеграции

Автор-составитель: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ ДС № 2 «Белочка» Дьякова Е.В.

Рецензент: старший воспитатель МБДОУ ДС № 40 «Кораблик» Ерохина Е.Ю.

Направления духовно-нравственного воспитания детей

Основные задачи по духовно–нравственному воспитанию детей

Теоретические основы инновационных технологий, применяемых в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников

Технологии критического мышления (синквейн, кластер)

Организация работы по воспитанию духовно-нравственных качеств детей посредством использования инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ и семьи

Технологии критического мышления

Включение ИКТ в духовно-нравственное воспитание

Приложение 1. Памятка по составлению синквейна

Приложение 2. Практико — ориентированный проект «Этот загадочный мир — космос».

Приложение 3. Итоговое мероприятие практико-ориентированного проекта «КВН — знатоки космоса» в старшей группе

Приложение 4. Мониторинг духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться достижениям нашей страны, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становится наиболее актуальной наряду с преемственной ей системой школьного образования.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ведь детство — период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми.

Дети – это наше отражение. Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми, учится доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам.
Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе помогут условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму и использование инновационных образовательных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены «сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения».
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Актуальность формирования духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения, а также в отсутствии навыков рефлексии своих поступков и действий и отсутствии развитого чувства сопереживания и сочувствия.

Решению этих проблем способствует использование педагогических методов и приемов стимулирования усилий личности в принятии и осознании духовно-нравственных представлений и ценностей, нравственной самоактуализации, а также активизация врожденных интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей.

Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора.

В современном образовательном пространстве необходимо развивать альтернативные стратегии поведения в старшем дошкольном возрасте, т.е. развивать дивергентное мышление детей. Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем моральном выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него становится личностно значимой.

Чтобы достигнуть определенного результата в духовно-нравственном воспитании, в своей работе использую программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Читать еще:  Нравственное воспитание детей это
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector