221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема правовое воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила : Старший воспитатель Кусова Н.Б.

Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых свободных личностях обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм исключающих нарушение прав достоинств детей АКТУАЛЬНОСТЬ

— создание условий для формирования у детей правовой компетентности; — ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; — формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей; воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков; содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого создание в ДОУ правового пространства ; Основные задачи

повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей; создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в право воспитательный процесс; повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье; формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.

Условия для осуществления правового воспитания -Разработана система планирования работы; — Обеспечено научно-методическое сопровождение; -Подготовлен дидактический материал; — Создана необходимая предметно — развивающая среда.

Работа с педагогическим составом; Работа с детьми; Работа с родителями. Механизм реализации

Организуются: — Советы педагогов; — консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей; семинары с целью разрешения теоретических и практических вопросов правовоспитательной деятельности детского сада; — взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания; Работа с педагогами ДОУ

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. • Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Работа с детьми

Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников

Организованная форма обучения Организованная форма обучения Изобразительная, трудовая деятельность Знакомство с правами человека Проблемно- поисковая деятельность Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных Умений и навыков Физкультурно-оздоровительная деятельность Сюжетно- ролевые игры, инсценировки, дидактические игры Беседы на этические темы, мини- дискуссии

Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность

Ведущие виды деятельности для организации правового воспитания Поисково- экспериментальная Проблемная Продуктивная Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативности Ролевые, театрализованные, дидактические игры

— игровые занятия со знакомыми сказочными героями; КВН ; традиционные праздники – концерты; беседы; экскурсии; чтение художественной литературы; познавательные и развивающие игры; — наблюдения. Реализация задач

Главная задача: реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Важно воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Темы ознакомления детей младшего возраста с основами правового сознания: «Я — человек», « Мое имя», «Я и моя семья», « Я и мои игрушки», «Я и люди на Земле», «Я и мои права». Младший возраст Особенности правового воспитания с учетом возраста детей

Главная задача: знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Темы ознакомления детей с основами правового сознания: «Знакомство с Декларацией прав человека», «Право на жизнь, свободу, семью», «Право на жилье, пищу, личное имущество», «Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь», «Право на медицинскую помощь и охрану здоровья», «Защита детей», «Право на дружбу и собственное мнение», «Я и общество». Старший возраст

Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе. Работа с родителями

Факторы риска неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; — низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; — умственные или физические недостатки

-Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. — Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. — Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. — Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). На что обратить внимание

— Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. — Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). — Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. — Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.

— В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. — На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально. — Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое Поведение родителей

-Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдая за его поведением. -Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. — Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. Что предпринять

Мероприятия ДОУ по правовому просвещению родителей — В каждой возрастной группе оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»; — Организуются консультации- беседы с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок»; Проводится выставка семейных работ «Мама, папа, я — счастливая семья». Составляется социальный паспорт каждой семьи; Организуется посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком; Проводятся родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией; Организуются совместные физкультурные праздники, Дни здоровья.

Результативность Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям. Снижение уровня агрессии у детей. Сформированность у детей собственного мнения. Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров. Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах. Значительно повышена правовая грамотность родителей. В детском саду не зарегистрировано ни одного факта жестокого обращения с детьми. Заметно снизился процент неблагополучных семей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

  • Кусова Нина БогдановнаНаписать 1286 13.11.2017

Номер материала: ДБ-862072

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    13.11.2017 404
    13.11.2017 1153
    13.11.2017 394
    13.11.2017 852
    13.11.2017 140
    13.11.2017 190
    13.11.2017 124
    13.11.2017 138

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Портал образования

Автор: Чечулина Евгения Анатольевна
Должность: педагог — психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Конспекты занятий
Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 01.11.2018
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39

Цикл занятий по правовому воспитанию детей

Чечулина Евгения Анатольевна

ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?

Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о

1) познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по

защите прав человека;

2) развивать мыслительную активность, понимания того, что соблюдение прав ребёнка

очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям;

3) воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.

медицинское обслуживание, на жильё, на отдых, на образование, документ «Конвенция о правах

ребёнка», лист чистой бумаги для игры «Для чего этот предмет», иллюстрации к сказке «Гадкий

— Ребята, в нашей группе в разных местах спрятано что-то очень ценное. Давайте займёмся

2. Основная часть.

Вместе с детьми находим картинки. Прошу объяснить, что на них нарисовано. Затем все

найденные картинки выставляю на стенд.

счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка. Право – это то, без чего человек не

может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто

потому, что вы люди.

Игра «Для чего этот предмет»

Дети встают в круг. По кругу пускается лист чистой бумаги. Каждый ребёнок предлагает

вариант возможного применения этого листочка.

— Дети, в этой игре мы все использовали своё воображение, фантазию, высказали своё

мнение. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно также

мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас.

— Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые

обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Ребёнок перед лицом беды становится

беззащитным. У детей мало опыта и сил, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали

Называется этот документ «Конвенция о правах ребёнка».

Читать еще:  Работа с родителями по проблеме трудового воспитания

(Показываю детям документ «Конвенция о правах ребёнка»)

— Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в

Конвенции, и не нарушать их!

— Ребята, а что значит не нарушать права? Чтобы ответить на этот вопрос,давайте сядем за

столы и вспомним сказку «Гадкий утёнок». (Показываю иллюстрацию из сказки и зачитываю

отрывок, в котором описывается появление гадкого утёнка на птичьем дворе.)

— Все ли герои сказки относились друг к другу доброжелательно?

— Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка? (он был не похож на других.)

— Могли бы вы поступить так же, как обитатели птичьего двора, если бы в вашу группу

пришёл ребёнок, непохожий на вас: очень высокий или маленький, темнокожий или с рыжими

-Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом

— Да ребята, вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные

прозвища, даже если человек не похож на вас, потому что это и есть нарушение прав. Каждый

ребёнок обладает всеми правами человека.

Игра «Прикоснись ко мне нежно»

Встаём с детьми друг за другом. Прошу детей представить, что над их головами светит

ласковое, тёплое солнышко, которое ласкает их плечи и нежно прикасается своими лучиками.

Даётся несколько минут на массаж стоящего впереди.

-Что вы ощущали, когда вам делали массаж?

-Что было бы, если бы кто-то проявил грубость или причинил боль впереди стоящему?

-Как надо относиться друг к другу, чтобы в нашей группе все всегда были веселы и

3. Заключительная часть.

— Ребята, что нового мы сегодня узнали? О чём говорили? (о правах) Для чего нужны права

ребёнку? (для счастливой жизни.) Где записаны все права ребёнка? Как называется этот документ?

Права никто не должен нарушать. Они одинаковы для всех детей.

Цель: углубление представлений детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка

Предварительная работа: лепка дымковских игрушек «Семья», персонажей потешки «Из-за

леса, из-за гор» (коллективная работа детей); составление альбома с фотографиями семей детей

мультфильмов «Мама для мамон-тенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка» (или

Александрова 3. «Бабушка».

Игра «Из-за леса, из-за гор»

Воспитатель рассказывает потешку, выставляя на стол дымковские игрушки:

«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Сам — на лошадке, жена — на коровке, дети — на

телятках, внуки — на козлятках».

Воспитатель: Подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса,

Воспитатель: Дети, давайте назовем членов семьи и кем они приходятся? (Ответы детей:

жена, муж, дети, дедушка, бабушка, брат, сестра, внук, внучка. ) Кем в этой потешке приходятся

друг другу люди? Можно ли эту семью назвать большой? Почему вы решили, что семья большая?

Воспитатель в ходе беседы помогает детям придти к следующим выводам: дедушка Егор и

его жена (бабушка) — старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям

растить своих внуков. Их все в семье уважают и любят. Все члены семьи — очень близкие друг

другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и

в обычных делах.

Воспитатель: Дети, дедушка Егор привез нам сундук. Давайте посмотрим, что в нем.

рассмотреть альбом. Дети узнают свои семьи и рассказывают о членах своих семей.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.

Всякая птица свое гнездо любит.

Свой дом — самое лучшее место.

Кто живет ладно, у того все складно.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Излучает она свет, От улыбки — ямочка. Никого дороже нет, Чем родная. (мамочка).

Все хозяйство: лебеда Да хохлатка Рябушка, Но яичницей всегда Нас накормит. (бабушка).

Надарила безделушек -Семь матрешек и бобренка. Но дороже всех игрушек Для меня

В этом слове семь букв «Я». Отгадай-ка, друг! (Семья.)

Да мать с дочерью,

Да бабушка со внучкой.

А всего трое. (Бабушка, дочь и внучка.)

Угадай-ка, кто же это? Пейджер, трубка, галстук, шляпа. Жду, друзья, от вас ответа.

Молодцы! Конечно, . (папа).

Мочит в теплом молоке Он кусочек хлебушка, Ходит с палочкой в руке Наш любимый.

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший. (брат).

Воспитатель продолжает разговор о том, что каждый в семье имеет право на заботу,

Воспитатель: Дети, а давайте представим себе, что ваши родители уехали на несколько дней

и вы остались дома одни. (Ответы детей.)

Воспитатель после прослушанных ответов помогает детям сделать вывод: все члены семьи

обязаны заботиться друг о друге, особенно о детях, которых необходимо защищать и оберегать от

неприятностей, потому что дети еще не могут жить самостоятельно.

ПОМОГИ, КОМУ ТРУДНО

Цель: развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, о малышах.

пожилых людей; сюжетные картинки (дедушка ремонтирует стул, мальчик поранил палец, у

девочки развязался шнурок, бабушка несет тяжелую сумку, бабушка поливает цветы, дедушка

уронил очки); разрезные картинки (соска, бутылочка, коляска, игрушка, очки, трость, клубок

ниток, кресло-качалка и т.п.); «волшебная палочка»; наборное полотно.

демонстрационном панно. На первое панно ставят картинки с изображением малышей, на второе —

с изображением пожилых людей.

Воспитатель: Дети, вы помогли мне расставить картинки. А кто изображен на картинках?

Как вы думаете, нуждаются ли они все в нашей помощи? (Ответы детей.)

Дети рассматривают картинки на первом панно.

Воспитатель: Как вы узнали, что это маленькие дети? А есть ли у кого-нибудь из вас

младшие братики или сестрички? Как вы им помогаете? А как еще им можно помочь? А почему

они нуждаются в нашей помощи? (Ответы детей.)

Дети обращаются ко второму панно.

Воспитатель: Дети, как вы узнали, что на этих картинках пожилые люди? Ребята, у кого из

вас есть бабушка и дедушка? А вы им помогаете? Почему вы им помогаете?

«волшебную палочку» и говорит о том, что сегодня каждый из них может стать волшебником.

Воспитатель: Дети, сейчас каждый возьмет волшебную палочку, прикоснется к картинке и

скажет, как он сможет помочь персонажу.

Игра «Разрезные картинки»

Воспитатель: Дети, спасибо, вы помогли и малышам, и пожилым людям. Я предлагаю вам

оставить им свои подарки. Вы соберете картинки и подарите нашим героям.

Дети собирают картинки (соска, бутылочка, коляска, игрушка, очки, трость, клубок ниток,

кресло-качалка и т.п.) и говорят, кому они это дарят.

Воспитатель читает стихотворение:

Бабушке с дедушкой часто, бывает,

Помощи в чем-то твоей не хватает.

Вот, например, моет бабушка пол.

Труд этот, знаешь ли, очень тяжел.

Должен ты в этом помочь постараться:

Бабушке так нелегко нагибаться.

Бабушку старую ты поддержи,

Помощь скорее свою предложи.

Пусть хоть немножко она отдохнет,

Сядет спокойно и чаю попьет.

Дедушка твой ремонтирует что-то,

Требует помощи эта работа:

Гвоздь принести, молоточек подать.

Должен во всем ты помощником стать.

Хватит капризничать, хватит лениться.

Взрослым пора бы тебе становиться.

Бабушку с дедушкой ты уважай,

Им постоянно во всем помогай.

Воспитатель делает вывод о том, что забота, помощь необходимы как маленьким детям, так

и пожилым людям.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Словарь: уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Волк и лиса»,

«Заюшкина избушка»; сюжетные картинки к рассказу В. Осеевой «Просто старушка»; бумажные

избушка» и объясняют, кто вел себя доброжелательно, а кто поступал плохо и почему.

Воспитатель: В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете?

Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми? (Ответы детей.) Расскажите

о добрых поступках своих друзей. (Рассказы детей.)

«По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.

Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на

помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

Это твоя бабушка?

Нет, — ответил мальчик.

Мама? — удивилась подружка.

Ну, тетя? Или знакомая?

Да нет же, нет! — ответил мальчик. — Это просто старушка». Дети, прослушав рассказ,

разыгрывают ситуацию: «Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую

старушку». После этого разыгрывается ситуация, данная в рассказе. Затем проигрывается третья

ситуация: мальчик и девочка вместе помогают старушке.

Игра «Добрые дела» Воспитатель дает детям бумажные сердечки и предлагает складывать

их в «коробочку добрых дел», но при этом ребенок должен сказать, что хорошее он сегодня

сделает или уже сделал.

Воспитатель кладет сердечко в коробочку и говорит: «Я подклею книги».

Дети (варианты ответов): Я научу Вову рисовать машину. Я помогу нянечке убрать посуду.

Когда сердечки окажутся в коробочке, воспитатель говорит: «Дети, вы только подумайте,

сколько разных добрых дел мы можем сделать за один лишь день в детском саду. Мы можем

сделать свою жизнь интересной. Надо уметь дружить, любить и заботиться о своих близких,

заниматься любимыми делами. Кто-то любит рисовать. Он может дарить свои рисунки друзьям.

Кто-то хочет научиться играть на музыкальном инструменте и сочинять песни, которые принесут

радость многим людям».

Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею. », называя те добрые

дела, которые они совершают по отношению к близким.

Воспитатель: Сколько хороших дел можно сделать для людей! Только не надо лениться.

Давайте вместе вспомним пословицы и поговорки о добре, о добрых делах и хороших людях

(детям логопедических групп предлагается договорить пословицу или поговорку).

Добро творить — себя веселить.

Добро совершить никогда не поздно.

Добрые люди живут долго.

Добрый человек — что солнце и луна — для всех светит.

Не рой другому яму — сам в нее попадешь.

Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает.

Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.

Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Деревья смотри в плодах, а людей — в делах.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Воспитатель: О человеке судят по его делам. Мне так приятно видеть внимательное и

доброе отношение детей нашей группы друг к другу.

(Воспитатель приводит примеры.) А как я

радуюсь, когда слышу хорошие слова!

Воспитатель: Дети, чтобы у нас в группе всем было хорошо и весело, я предлагаю сложить

в этот мешок наши плохие поступки и мысли: злость, обиду, плохие слова — темные тучки, а когда

пойдем гулять, этот мешок выбросим.

Читать еще:  Цель задачи и содержание нравственного воспитания

КАК ЖИТЬ ДРУЖНО, БЕЗ ССОР

Цель: формировать навыки бесконфликтного общения и поведения.

Словарь: добро, зло, обида, обман, ссора, наказание, переживание, расстраиваться.

Оборудование: мягкие мячи по числу команд.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Котята смеялись, Котята играли

И вдруг неожиданно ссориться стали,

Но подбежавшая Мышка сказала:

— Не надо, детишки!

Не надо сердиться,

Ругаться и злиться.

Я вам предлагаю

А этой большущею банкой варенья

Скорее отметим, друзья, примиренье!

Прошу вас, ребята,

Совсем не забыть,

Воспитатель: Дети, а бывает так, что ссорятся не только котята? (Ответы

собой? (Ответы детей без оценки.) А друзья ссорятся между собой? (Ответы

детей.) Почему? Если вы поссорились, что надо сделать,чтобы сохранить дружбу? А теперь

послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В.Орлов. «Кто кого»):

Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы. Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Результатом правового воспитания должны стать четкое знание своих прав и гражданская позиция, которая обогащала бы нравственность, помогала выбору правильной линии поведения. Правовое воспитание в ДОУ преследует цели:

  1. Воспитать у ребят социальную активность, способность осуществлять выбор.
  2. Сформировать умение мыслить критически, понимать ценность личных прав, контролировать свое поведение, уважать потребности других людей.
  3. Выработать привычку действовать строго в рамках прав, прописанных законом, быть ответственным.

Правовое мышление – основа будущего

Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

Главные правовые аспекты возрастного периода дошкольника – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь. Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

ДОУ – основной участник правового воспитания

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения. Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев. Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим. Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство. Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью. Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия. Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.

Актуальность правового воспитания

Правовая грамотность важна не только для знания об объеме своих прав. Уже в детском саду воспитанники понимают, что их свобода может иметь ограничения там, где появляются ответственность и обязанности. Правильно воспитанные дети терпимы к сверстникам другой национальности, уровня здоровья или развития. Они понимают, что, вне зависимости от количества ума, таланта и доброты каждого, их права и обязанности равны.

Дошкольное учреждение играет особую роль в воспитании молодых граждан. В новой общественной системе у личности должны быть условия творческой самореализации для того, чтобы стать в будущем не только субъектом действия, но и общественного целеполагания. Человек, воспитанный в уважении, потенциально наделен большей активностью, чем тот, чье достоинство попирали.

Работа с родителями

Просвещая детей в области правового самосознания, воспитатели параллельно должны работать и с их родителями. Очень часто те пасуют перед ситуациями, когда отпрыски проявляют непослушание или неуравновешенность, бывают агрессивны или, напротив, равнодушны и нелюбознательны. Зачастую выход из такой ситуации старшие члены семьи видят в авторитарном стиле общения или даже телесные наказания. Подобные отцы и матери просто не берут во внимание детские страхи и переживания, что очень вредит психическому развитию ребенка.

Задача воспитателя – бороться за педагогическую культуру, выявлять семьи, в которых наблюдаются нарушения прав ребенка, работать над их правовым образованием.

Этому вопросу могут быть посвящены:

  • собрания по данной теме;
  • «правовой уголок» с печатными материалами;
  • индивидуальные доверительные беседы;
  • посещение воспитанников на дому;
  • периодические консультации.

Воспитательный процесс сталкивается с меньшими трудностями, если воспитатели и родители действуют согласованно.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Портал образования

Автор: Чечулина Евгения Анатольевна
Должность: педагог — психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Конспекты занятий
Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Дата публикации: 01.11.2018
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39

Цикл занятий по правовому воспитанию детей

Чечулина Евгения Анатольевна

ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?

Цель: сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о

1) познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основным документом по

защите прав человека;

2) развивать мыслительную активность, понимания того, что соблюдение прав ребёнка

очень важно, а человеческое достоинство присуще всем людям;

3) воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.

медицинское обслуживание, на жильё, на отдых, на образование, документ «Конвенция о правах

ребёнка», лист чистой бумаги для игры «Для чего этот предмет», иллюстрации к сказке «Гадкий

— Ребята, в нашей группе в разных местах спрятано что-то очень ценное. Давайте займёмся

2. Основная часть.

Вместе с детьми находим картинки. Прошу объяснить, что на них нарисовано. Затем все

найденные картинки выставляю на стенд.

счастливой жизни с момента рождения. Это права ребёнка. Право – это то, без чего человек не

может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто

потому, что вы люди.

Игра «Для чего этот предмет»

Дети встают в круг. По кругу пускается лист чистой бумаги. Каждый ребёнок предлагает

вариант возможного применения этого листочка.

— Дети, в этой игре мы все использовали своё воображение, фантазию, высказали своё

мнение. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно также

мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас.

— Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые

обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Ребёнок перед лицом беды становится

беззащитным. У детей мало опыта и сил, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали

Называется этот документ «Конвенция о правах ребёнка».

(Показываю детям документ «Конвенция о правах ребёнка»)

— Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребёнка, записанные в

Конвенции, и не нарушать их!

— Ребята, а что значит не нарушать права? Чтобы ответить на этот вопрос,давайте сядем за

столы и вспомним сказку «Гадкий утёнок». (Показываю иллюстрацию из сказки и зачитываю

отрывок, в котором описывается появление гадкого утёнка на птичьем дворе.)

— Все ли герои сказки относились друг к другу доброжелательно?

— Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утёнка? (он был не похож на других.)

— Могли бы вы поступить так же, как обитатели птичьего двора, если бы в вашу группу

пришёл ребёнок, непохожий на вас: очень высокий или маленький, темнокожий или с рыжими

Читать еще:  Нравственное воспитание виды деятельности

-Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом

— Да ребята, вы правы, нельзя обижать, оскорблять друг друга, придумывать обидные

прозвища, даже если человек не похож на вас, потому что это и есть нарушение прав. Каждый

ребёнок обладает всеми правами человека.

Игра «Прикоснись ко мне нежно»

Встаём с детьми друг за другом. Прошу детей представить, что над их головами светит

ласковое, тёплое солнышко, которое ласкает их плечи и нежно прикасается своими лучиками.

Даётся несколько минут на массаж стоящего впереди.

-Что вы ощущали, когда вам делали массаж?

-Что было бы, если бы кто-то проявил грубость или причинил боль впереди стоящему?

-Как надо относиться друг к другу, чтобы в нашей группе все всегда были веселы и

3. Заключительная часть.

— Ребята, что нового мы сегодня узнали? О чём говорили? (о правах) Для чего нужны права

ребёнку? (для счастливой жизни.) Где записаны все права ребёнка? Как называется этот документ?

Права никто не должен нарушать. Они одинаковы для всех детей.

Цель: углубление представлений детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка

Предварительная работа: лепка дымковских игрушек «Семья», персонажей потешки «Из-за

леса, из-за гор» (коллективная работа детей); составление альбома с фотографиями семей детей

мультфильмов «Мама для мамон-тенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Дюймовочка» (или

Александрова 3. «Бабушка».

Игра «Из-за леса, из-за гор»

Воспитатель рассказывает потешку, выставляя на стол дымковские игрушки:

«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Сам — на лошадке, жена — на коровке, дети — на

телятках, внуки — на козлятках».

Воспитатель: Подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса,

Воспитатель: Дети, давайте назовем членов семьи и кем они приходятся? (Ответы детей:

жена, муж, дети, дедушка, бабушка, брат, сестра, внук, внучка. ) Кем в этой потешке приходятся

друг другу люди? Можно ли эту семью назвать большой? Почему вы решили, что семья большая?

Воспитатель в ходе беседы помогает детям придти к следующим выводам: дедушка Егор и

его жена (бабушка) — старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям

растить своих внуков. Их все в семье уважают и любят. Все члены семьи — очень близкие друг

другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и

в обычных делах.

Воспитатель: Дети, дедушка Егор привез нам сундук. Давайте посмотрим, что в нем.

рассмотреть альбом. Дети узнают свои семьи и рассказывают о членах своих семей.

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.

Всякая птица свое гнездо любит.

Свой дом — самое лучшее место.

Кто живет ладно, у того все складно.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Птица радуется весне, а младенец матери.

Излучает она свет, От улыбки — ямочка. Никого дороже нет, Чем родная. (мамочка).

Все хозяйство: лебеда Да хохлатка Рябушка, Но яичницей всегда Нас накормит. (бабушка).

Надарила безделушек -Семь матрешек и бобренка. Но дороже всех игрушек Для меня

В этом слове семь букв «Я». Отгадай-ка, друг! (Семья.)

Да мать с дочерью,

Да бабушка со внучкой.

А всего трое. (Бабушка, дочь и внучка.)

Угадай-ка, кто же это? Пейджер, трубка, галстук, шляпа. Жду, друзья, от вас ответа.

Молодцы! Конечно, . (папа).

Мочит в теплом молоке Он кусочек хлебушка, Ходит с палочкой в руке Наш любимый.

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник, старший. (брат).

Воспитатель продолжает разговор о том, что каждый в семье имеет право на заботу,

Воспитатель: Дети, а давайте представим себе, что ваши родители уехали на несколько дней

и вы остались дома одни. (Ответы детей.)

Воспитатель после прослушанных ответов помогает детям сделать вывод: все члены семьи

обязаны заботиться друг о друге, особенно о детях, которых необходимо защищать и оберегать от

неприятностей, потому что дети еще не могут жить самостоятельно.

ПОМОГИ, КОМУ ТРУДНО

Цель: развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, о малышах.

пожилых людей; сюжетные картинки (дедушка ремонтирует стул, мальчик поранил палец, у

девочки развязался шнурок, бабушка несет тяжелую сумку, бабушка поливает цветы, дедушка

уронил очки); разрезные картинки (соска, бутылочка, коляска, игрушка, очки, трость, клубок

ниток, кресло-качалка и т.п.); «волшебная палочка»; наборное полотно.

демонстрационном панно. На первое панно ставят картинки с изображением малышей, на второе —

с изображением пожилых людей.

Воспитатель: Дети, вы помогли мне расставить картинки. А кто изображен на картинках?

Как вы думаете, нуждаются ли они все в нашей помощи? (Ответы детей.)

Дети рассматривают картинки на первом панно.

Воспитатель: Как вы узнали, что это маленькие дети? А есть ли у кого-нибудь из вас

младшие братики или сестрички? Как вы им помогаете? А как еще им можно помочь? А почему

они нуждаются в нашей помощи? (Ответы детей.)

Дети обращаются ко второму панно.

Воспитатель: Дети, как вы узнали, что на этих картинках пожилые люди? Ребята, у кого из

вас есть бабушка и дедушка? А вы им помогаете? Почему вы им помогаете?

«волшебную палочку» и говорит о том, что сегодня каждый из них может стать волшебником.

Воспитатель: Дети, сейчас каждый возьмет волшебную палочку, прикоснется к картинке и

скажет, как он сможет помочь персонажу.

Игра «Разрезные картинки»

Воспитатель: Дети, спасибо, вы помогли и малышам, и пожилым людям. Я предлагаю вам

оставить им свои подарки. Вы соберете картинки и подарите нашим героям.

Дети собирают картинки (соска, бутылочка, коляска, игрушка, очки, трость, клубок ниток,

кресло-качалка и т.п.) и говорят, кому они это дарят.

Воспитатель читает стихотворение:

Бабушке с дедушкой часто, бывает,

Помощи в чем-то твоей не хватает.

Вот, например, моет бабушка пол.

Труд этот, знаешь ли, очень тяжел.

Должен ты в этом помочь постараться:

Бабушке так нелегко нагибаться.

Бабушку старую ты поддержи,

Помощь скорее свою предложи.

Пусть хоть немножко она отдохнет,

Сядет спокойно и чаю попьет.

Дедушка твой ремонтирует что-то,

Требует помощи эта работа:

Гвоздь принести, молоточек подать.

Должен во всем ты помощником стать.

Хватит капризничать, хватит лениться.

Взрослым пора бы тебе становиться.

Бабушку с дедушкой ты уважай,

Им постоянно во всем помогай.

Воспитатель делает вывод о том, что забота, помощь необходимы как маленьким детям, так

и пожилым людям.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Словарь: уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам «Теремок», «Колобок», «Волк и лиса»,

«Заюшкина избушка»; сюжетные картинки к рассказу В. Осеевой «Просто старушка»; бумажные

избушка» и объясняют, кто вел себя доброжелательно, а кто поступал плохо и почему.

Воспитатель: В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете?

Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми? (Ответы детей.) Расскажите

о добрых поступках своих друзей. (Рассказы детей.)

«По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко.

Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на

помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

Это твоя бабушка?

Нет, — ответил мальчик.

Мама? — удивилась подружка.

Ну, тетя? Или знакомая?

Да нет же, нет! — ответил мальчик. — Это просто старушка». Дети, прослушав рассказ,

разыгрывают ситуацию: «Как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую

старушку». После этого разыгрывается ситуация, данная в рассказе. Затем проигрывается третья

ситуация: мальчик и девочка вместе помогают старушке.

Игра «Добрые дела» Воспитатель дает детям бумажные сердечки и предлагает складывать

их в «коробочку добрых дел», но при этом ребенок должен сказать, что хорошее он сегодня

сделает или уже сделал.

Воспитатель кладет сердечко в коробочку и говорит: «Я подклею книги».

Дети (варианты ответов): Я научу Вову рисовать машину. Я помогу нянечке убрать посуду.

Когда сердечки окажутся в коробочке, воспитатель говорит: «Дети, вы только подумайте,

сколько разных добрых дел мы можем сделать за один лишь день в детском саду. Мы можем

сделать свою жизнь интересной. Надо уметь дружить, любить и заботиться о своих близких,

заниматься любимыми делами. Кто-то любит рисовать. Он может дарить свои рисунки друзьям.

Кто-то хочет научиться играть на музыкальном инструменте и сочинять песни, которые принесут

радость многим людям».

Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею. », называя те добрые

дела, которые они совершают по отношению к близким.

Воспитатель: Сколько хороших дел можно сделать для людей! Только не надо лениться.

Давайте вместе вспомним пословицы и поговорки о добре, о добрых делах и хороших людях

(детям логопедических групп предлагается договорить пословицу или поговорку).

Добро творить — себя веселить.

Добро совершить никогда не поздно.

Добрые люди живут долго.

Добрый человек — что солнце и луна — для всех светит.

Не рой другому яму — сам в нее попадешь.

Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает.

Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.

Злой человек — как уголь: если не жжет, то чернит.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Деревья смотри в плодах, а людей — в делах.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Воспитатель: О человеке судят по его делам. Мне так приятно видеть внимательное и

доброе отношение детей нашей группы друг к другу.

(Воспитатель приводит примеры.) А как я

радуюсь, когда слышу хорошие слова!

Воспитатель: Дети, чтобы у нас в группе всем было хорошо и весело, я предлагаю сложить

в этот мешок наши плохие поступки и мысли: злость, обиду, плохие слова — темные тучки, а когда

пойдем гулять, этот мешок выбросим.

КАК ЖИТЬ ДРУЖНО, БЕЗ ССОР

Цель: формировать навыки бесконфликтного общения и поведения.

Словарь: добро, зло, обида, обман, ссора, наказание, переживание, расстраиваться.

Оборудование: мягкие мячи по числу команд.

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Котята смеялись, Котята играли

И вдруг неожиданно ссориться стали,

Но подбежавшая Мышка сказала:

— Не надо, детишки!

Не надо сердиться,

Ругаться и злиться.

Я вам предлагаю

А этой большущею банкой варенья

Скорее отметим, друзья, примиренье!

Прошу вас, ребята,

Совсем не забыть,

Воспитатель: Дети, а бывает так, что ссорятся не только котята? (Ответы

собой? (Ответы детей без оценки.) А друзья ссорятся между собой? (Ответы

детей.) Почему? Если вы поссорились, что надо сделать,чтобы сохранить дружбу? А теперь

послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В.Орлов. «Кто кого»):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector