221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Темы духовно нравственного воспитания детей

Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду

виктория прошкина
Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,полное противоречий и тревог,когда привычными словами стали «насилие», «безнравственность», «бездуховность»,мы всерьез задумываемся о том,какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов,песен,фильмов,игр способствуют спаду интереса к истории своей страны,традициям и обычаям,национальной культуре. Не получаем ли мы в лице современных дошкольников «потеренное поколение»,не имеющее никаких нравственных ценностей?

Дошкольное детство-это важный период в жизни ребенка,когда формируются ощущения собственных возможностей,потребность в самостоятельной деятельности,основные представления об окружающем мире,добре и зле в нем,представления о семейном укладе и родной земле.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых,от того,как они его воспитывают,какими впечатлениями обоготят. сл2

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Детство-время развития всех сил человека, как душевных,так и телесных,приобритения знаний об окружающем мире,образования нравственных качеств и привычек.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. сл3

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка,содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта,основанного на традициях русского Провославия.

Учитывая возростные особенности детей дошкольного возраста,в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:

-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

-формирования гражданского самосознания,любви к Родине и русскому народу.

Формирование первоночальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь,семья. любовь,добро,верность)

-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей,быть послушными,приветливыми,вежливыми,доброжелательными)

Я работаю воспитателем в МКДОУ «Куртамышский д/сад №1 общеразвивающего вида».сл 4-8

В своей работе использую разнообразные формы работы в разных видах деятельности:

1) Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”и т. д.)сл 9

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника.Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

2)Продуктивная деятельность дает большие возможности для духовно-нравственного воспитания:сл 10-14

Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта,ко дню матери)открытки для пап к 23 февраля,коллективная работа к дню Победы,аппликации к провославным праздникам (Вербное воскресенье,Пасха).

Выставки детскоготворчества как результат художественной деятельности:рисование,аппликации,лепки.

В прошлом году для ознакомления детейс многообразием окружающего мира: совместно с детьми и их родителями собирали и оформляли коллекцию «В мире открыток».,мини-музей «Русская изба».сл 15 Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что работа по созданию мини-музеев вызывает в ребёнке интерес к созданию композиции, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада.

Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском садуявляется проведение сезонных праздников: сл 16-23 осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица,значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. День семьи. Провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Моя мамочка», «Подарим маме цветы», фотогалерею «Вот такие наши мамы», выставку работ «У мамы руки золотые», «Портрет моего папы» .

3)Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Давай помиримся», «Как поступить герою»

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту,фольклору.

-чтение народных и авторских сказок,литературных произведений о материнской любви,ее мудрости,жертвенность ради своего ребенка,учит ребенка быть внимательным к матери «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога»-нанайская сказка….

-беседы : «Нет милее дружка,чем матушка» «Расскажи о своей маме»

-Заучивание стихов о маме

-совместные мероприятия детей и мам.

Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание справляется с ними легко и естественно,т. к. это реальные исторические личности,многие черты характера. Из рассказов педагога,литературы,видеофильмов дети узнают о былинном Русском Муромце как о реальном историческом лице, о Дмитрии Донском молодом московском князе,победившем огромное войско Мамая,на Куликовом поле….

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,культуру. что назвается «пустить корни в родную землю».Дошкольный возраст,по утверждению психологов-лучший период для формирования любви к малой Родине.

В нашем детском саду разработан проект сл 24 по гражданско-патриатическому воспитанию «Ознакомление с родным городом,как средство патриотического воспитания в детском саду»

Цель :формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувство любви к своей семье,городу,природе. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,уважение к прошлому,настоящему,будущему родного края.

В процессе реализации проекта решаем следущие задачи:

-формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с городом.

-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества

-формирование основ экологической культуры,гуманного отношения ко всему живому.

-формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,развитие творческих способностей.

Проект является долгосрочным.Срок реализации 4 года:2016-2019. И охватывает четыре возростных периода детей (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа)СЛ 25

Проект разделен на четыре раздела

1. Моя семья (Семья,детский сад,профессии)

2. Вот эта улица,вот этот дом. (Улицы,дома)

3. Частица малая России. (г. Куртамыш)

4. Наша кладовая (Богатства родного края)

В проекте имеется описание каждого раздела и тематический план по группам.

Определен ожидаемый результат реализации проекта.

Я организую целевые прогулки,экскурсии по городу. СЛ 26 27Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуе тому,что ребенок,не перегружаясь излишней информацией,получает яркие представления об объекте,об истории нашего города. Совсем недавно мы были на экскурсии в пожарной части. СЛ 28 В группе оформлен уголок «Мой любимый Куртамыш»с изображением достопримечательностей города,стенд с государственной символикой.

Важную роль в развитии духовно-нравственной сферы ребенка играет класическая музыка,слушание колокольных звонов. СЛ 29. Мы имеем возможность слушать колокольный звон,т. к. наш детский сад находится рядом с Петро-Павловским храмом.

Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

В группе детскогосада существует три обязательных правила:

• Нельзя бить и обижать людей;

• Нельзя ломать и портить результаты труда других;

• Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты,в мире духовности и фонтазии. Ведь все лучшее,что начнет формироваться в детском саду,найдут свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последущее и духовно-нравственные достижения человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут,чтобы взрослые показали им путь,который определяет им правильную достойную жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

К каким перспективам развития дошкольника мы должны стремиться?СЛ 31

Читать еще:  Условия нравственного воспитания дошкольников

В заключенье я предлагаю составить «Модель воспитанника детского сада».

уверенный в собственных силах;

способный к волевым усилиям;

готовый отвечать за свои поступки;

доброжелательный, эмоционально отзывчивый

уважительно относящийся к семье и социуму;

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

овладевший предпосылками учебной деятельности.

Мы ответственны за то,чтобы детство наших детей было счастливым.

Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет «Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет» «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке.

Духовно-нравственное воспитание детей посредством взаимодействия с родителями » Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями» 1сл. Здравствуйте! Вас приветствует МДОУ д/с №8»Сказка» 2сл.

Духовно — нравственное развитие личности ребёнка через сохранение народных традиций на музыкальных занятиях в детском саду. «Высокое назначение духовного и практического опыта народа, национального искусства заключается, прежде всего, в его многофункциональной.

Духовно-нравственное воспитание детей через проектную деятельность в детском саду. (Сообщение из опыта работы) В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей. Сценарий досуга «День матери» Духовно — нравственное воспитание детей. В последнее время обращение к народным истокам, декоративно – прикладному искусству и фольклору.

Духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду Родительское собрание на тему «Духовно — нравственное воспитание в семье и детском саду» воспитателя муниципального бюджетного дошкольного.

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Размышляя о сегодняшнем дне, о том, каким будет современное поколение, сопоставляя все «за» и «против» в воспитании нового человека 21-го века, непроизвольно ловишь себя на мысли, о необходимости в духовном воспитании нравов, морали и сохранении православных традиций в России.

В настоящее время общественная и личная духовно-нравственная культура в России переживают жесткий кризис. Многое вызывает тревогу: антисоциальное поведение подростков, распространение вредных привычек среди молодёжи, рост преступности, общественная социальная несправедливость, крушение тех идеалов, которые служили опорой нравственности. Сегодня принимаются разнообразные меры для спасения и укрепления духовности и нравственности в нашей стране, особенно в среде молодёжи. Одним из принципов государственной политики нашей страны в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине». Расширяется деятельность церкви. Слова, как «милосердие», «сострадание», «соучастие» реабилитированы. В некоторых школах преподается «Православная культура», проводятся занятия в кружках по дополнительному образованию, где перед детьми раскрывают интересный и красочный мир традиций народов нашей огромной страны. Так как у народа, не знающего своего «прошлого» нет «будущего».

Сегодня многие из нас пришли к православной вере. Нашли свои ниши в духовности. Но духовно-нравственную культуру нельзя создать искусственно, нравственность органически вырастает на основе конкретной жизнедеятельности. Воспитывая новое поколение, мы стараемся найти новые подходы, не забывая и о старых, проверенных жизнью, методах и педагогических советах таких учителей-наставников как А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Я. Корчак, К. Ушинский и другие. Но без духовного развития человека, раскрытия и очищения его души, нельзя воспитать чуткого, отзывчивого, целеустремленного патриота своей родины, настоящего гражданина России. Именно поэтому и появилась необходимость обратиться к русской православной Церкви и ее духовным наставникам: Преподобный Ефрем Сирин; святители Василий Великий и Григорий Богослов; протопоп Сильвестр – первый учитель этикета на Руси; Святой мученик Иустин Философ; Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский; Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский; Равноапостольный Кирилл, просветитель славян; Священномученик Киприан, епископ Карфагенский; Святитель Филарет, митрополит Киевский; Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая; Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломей) – иеромонах Русской церкви, духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще), считается покровителем учащихся.

Основами в развитие личности ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, активность, чувство собственного достоинства. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.

Дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы личности. «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жесткости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60, 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека…», – писал Священник Александр Ельчанинов.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств у дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Сегодня необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка складывалось осознание и понимание того, что хорошо , а что плохо , чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность и доброта, дружба и вражда, и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем, по мере взросления ребенка. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта жизни ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения собственного одобрения своих нравственных поступков. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику разобраться в этом непростом мире.

В современных социально-экономических и культурно-исторических условиях приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие ребенка, раскрытие его интеллектуально-творческого потенциала. Содержание дошкольного образования сегодня ориентировано не только на формирование ключевых компетенций, но и на воспитание личности ребенка, которое понимается как процесс становления духовного образа ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром.

Воспитание духовно-нравственной личности возможно совместными усилиями светской и церковной систем образования. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и сегодня мы видим, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствение личности, бездуховность общества.

Настоящее и будущее российского государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранения национального достояния всех народов России. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен. Просто невозможно воспитать культурного и полноценно образованного человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной задачей современной системы дошкольного образования и представляет собой важный компонент социального заказа общества.

Духовно-нравственное 1 воспитание предполагает формирование и становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью. И, соответственно, развивает такие качества, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности и уважение к людям.

В образовательных программах нового поколения для детей дошкольного возраста приоритеты отданы формированию системы знаний, развитию интеллектуальных и умственных способностей, отсутствуют конкретные задачи и мероприятия по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет слаженной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

1 Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Массовая культура не ориентирует детей в духовно-нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Читать еще:  Возраст нравственного воспитания

Поэтому разработка концептуальных подходов к организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения. Нами разработана Программа «В мире добра» по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель дополнительной образовательной программы направлена на создание системы и условий духовно-нравственного воспитания в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Достижение цели духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста предполагает реализацию следующих воспитательно-образовательных задач:

Формирование духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста, раскрытие духовного потенциала ребенка.

Приобщение дошкольников к духовным и нравственным ценностям православной культуры.

Знакомство с историей, культурой, природно-экологическим своеобразием родного края, России.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, стремления возродить традиции семейного воспитания.

Развитие нравственной позиции: готовности служить Отечеству, народу, проявлению духовного рассуждения, послушания и доброй воли, способности к различению добра и зла, способности прощать обиды, проявлять стойкость и мужество.

Духовно-нравственное воспитание

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Читать еще:  Трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Духовно- нравственное воспитание в семье

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Духовно-нравственные принципы семьи

Лекция для родителей.

«Духовно- нравственное воспитание в семье.»

Выполнила: Фадеева О.Н., воспитатель МБОУ школа- интернат спортивного профиля г.Челябинска.

Добрые дети – дому венец,

злые дети – дому конец».

Русская народная пословица.

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Однако, многие родители испытывают проблемы в общении с детьми. Одна из основных причин кризиса в семье видится в подмене семейных ценностей. приоритетным для родителей становится вольная и роскошная жизнь, добывание денег. Духовно- нравственному воспитанию детей не придается значения.

Психологи считают, что именно в младшем возрасте дети наиболее восприимчивы к усвоению нравственных норм, правил и основ эстетического развития.

Духовно-нравственные принципы семьи:

  • любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами;
  • ведение нравственного образа жизни на основе отечественных духовных традиций;
  • стремление воспитать гармонично развитых детей;
  • взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на формах православного семейного уклада:

  • иерархичность взаимоотношений в семье с учетом интересов, роли и места всех ее членов. Отношения семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
  • жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников.
  • уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи. Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.
  • использовании в воспитании устного и изобразительного народного о творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок,
  • посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам. С раннего возраста к ребенку относились, как к будущему взрослому, трудом приобщая его к взрослой жизни, а он постепенно приобретал важную черту взрослого человека – ответственность за принятые решения.
  • общей семейной трапезе,
  • назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного,
  • существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Такие традиций укрепляли духовные связи в семье, что делали семью прочной, способствовало социализации молодого поколения.

В современной России в семейном воспитании необходимо использовать традиции и формы православного семейного уклада.

У каждого члена семьи должно быть свое место в семейной иерархии. В современной семье дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Но часто негласной главой семьи является ребенок. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Иначе ребенок вырастит, а сознание, что о нем все должны заботится останется.

К 3-ем годам у ребенка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание – это начало воспитания. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами.

Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.

Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк, для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Каждое поколение растет само по себе.

А потом не стоит удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых.

В возрасте 4-6 лет надо начинать приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно

Огромную нравственную ценность для ребенка составляет отчий дом – уклад жизни в нем, его духовная и материальная атмосфера, воспоминания его неповторимого облика. Он является видимым показателем духовно-нравственного состояния семьи и может стать либо счастливой страной детства, либо местом, где можно только питаться и ночевать.

Ответственность родителей за воспитание проявляется и в формировании вкуса детей к классической музыке, литературе, живописи, что поможет ребенку в выборе жизненных приоритетов.

Родительская любовь к детям и ответственность за них проявляются также в определении круга общения детей. Понимая свободу, как вседозволенность, родители позволяют детям самим выбирать компанию, считая себя не вправе вмешиваться в их выбор, но еще апостол Павел предупреждал: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Огромную роль для воспитания ребенка имеют игрушки и игры, но и здесь требуется внимание родителей к их выбору. Предпочтение отдается тем, которые развивают природные дарования, учат сосредоточенности и вниманию к своему внутреннему миру, памяти и сообразительности, но исключают азарт и тщеславие.

Вместе с тем, наказание – не только право родителей, но их обязанность по отношению к провинившимся детям. Педагогика, основанная на равноправии детей и взрослых, видит в наказании жестокость. Слово «наказание» – однокоренное со словами «наказ» и «показ», так как его цель научить и дать наставление в правильности избранного пути. Наказание должно быть соразмерно проступку, вызывать чувство стыда и раскаяния и не сопровождаться гневом и криком со стороны родителей. Родительское наказание должно идти навстречу совести ребенка, помогать ему в преодолении своих дурных наклонностей, учить, а не являться реакцией раздражения и возмущения.

Внимательная и справедливая оценка поведения детей проявляется не только в наказании, но и в одобрении и похвале.

Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. Курящий, пьющий или сквернословящий родитель вряд ли убедит своего ребенка не делать того, что делает сам. Это не значит, что родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они должны всегда работать над собой, В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникнуть сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Традицией современной семьи могут стать семейные советы, обсуждение дня, общие семейные праздники, изготовление подарков, угощений, выступлений, обучение детей рукоделию.

Семья — это жизненный центр, взращиваю­щий в душе человека вечные ценности доб­ра, красоты, разумности и любви».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector