221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трудовое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Слово педагога

Автор: Пошеченкова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Инжавинский детский сад»Берёзка»
Населённый пункт: р.п.Инжавино, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Трудовое воспитание детей средней группы»
Дата публикации: 13.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности социально-коммуникативного развития

детей среднего дошкольного возраста в трудовом

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в

контакты с окружающим миром и людьми. И этот процесс лежит в основе

будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и

окружающую действительность в процессе общения.

составляет Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем

выделяется 5 направлений развития и образования детей:

1.социально коммуникативное развитие;

4.художественно эстетическое развитие;

освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного

образования — социально-нормативных возрастных характеристик возможных

достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие

ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо

актуальной на данном современном этапе.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в

коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе

труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы

вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников).

В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об

согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на

помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата.

Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им

социально-коммуникативного развития детей включает:

— организацию предметно-пространственной среды;

— создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

использованием проблемных ситуаций;

педагогами при поддержке родителей;

руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

общению с взрослыми и сверстниками.

направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным

членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных

силах, в способности получать реальный результат.

деятельность д а е т

во зможн о с т ь

элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на

основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и

принять в нем участие.

ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем

ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной

близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

управления собственным поведением.

проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие

ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особенно

актуальной на данном современном этапе.

1.2. Понятие «трудовое воспитание» детей среднего дошкольного

3. Коллективно — трудовая деятельность (начиная со средней группы).

Поручение — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному

особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения

общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей

интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

содержат в себе одно-два действия.

Так, в средней группе число поручений значительно возрастает, так как

постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся

более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу

нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное

систематично включать их в полезную работу.

обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание

дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное

определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у

детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание

необходимости своей работы для всех.

Дежурства вводятся постепенно. В средней группе в процессе выполнения

поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол,

ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит

на помощь, учитывая его индивидуальные особенности.

Коллективно — трудовая деятельность (начиная со средней группы) —

требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а

также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков.

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение

использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Приобщение ребенка к

самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых

является важнейшим средством формирования именно нравственных основ

Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы

труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок

учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно,

что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в

которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть.

«От рождения до школы» в средней группе выделяются виды

Хозяйственно бытовой труд

Задачами педагога по «Самообслуживанию»

— совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться.

Приучать аккуратно, складывать и вешать одежду, с помощью взрослого

приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление

быть всегда аккуратными, опрятными.

индивидуальными принадлежностями (расческой, носовым платком, и т. д.)

Формировать умение самостоятельно заправлять кровать.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после

окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти,

протирать стол и т.д.).

Задачами педагога по « Хозяйственно бытовому труду»

Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и

желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи

комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал,

игрушки; помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи)

Задачами педагога по «Труд в природе»

Поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы в

весенний, летний и осенний периоды на огороде и в цветнике (посев семян,

полив, сбор урожая); в зимний период (расчистка снега, выращивание зелени

для корма птицам; подкормка зимующих птиц и т. д.)

Формировать стремление приводить в порядок (очищать, просушивать,

относить в отдельное место) используемое детьми в трудовой деятельности

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров

во зр а с т н ы х

характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у

них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и

духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения.

Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка, а не

окружающих его людей.

Труд — это «процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление

вещи», «стремление стать над вещью», как «способ познания вещи и самого

себя». Основные характеристики труда (К. Маркс):

Смысл трудовой деятельности конкретных

людей (Н.С. Пряжников) —

появление «чувства собственной значимости», которое возникает у человека

в результате успешного труда.

действий. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. Они

увлекаются самим процессом. Не завершают начатое дело до конца. Главным

значимым только на этапе старшего дошкольного возраста. Дети пяти-семи

лет уже до начала работы интересуются тем, зачем нужна работа, кому

предназначен еѐ результат. Ребенку легче оценивать работу сверстников, чем

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание,

одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное

значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее

навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание

начинает осознаваться как обязанность.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в

обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении

требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе

Читать еще:  Содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста

ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у

товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации

приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает

самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и

любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического

развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости,

развития способности к физическому усилию.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся

воспитателя готовят корм. Дети начинают осознавать зависимость роста и

ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого

уголка, которые становятся любимцами детей.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество,

Как привить ребенку трудолюбие? Средства, методы и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия.

Многие малыши сами проявляют интерес к труду, с большой охотой выполняют поручения старших. Таким образом, у детей развивается чувство долга, любовь к труду, воспитывается характер, а трудовые навыки приобретаются быстро.

Правильное трудовое воспитание дошкольников в семье-залог благополучной жизни в дальнейшем

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Г лавной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет.

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач.

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

Формы и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.

Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям.

Виды трудового воспитания

Самообслуживание

Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.

Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:

  • Постоянно совершать эти действия
  • Следить за выполнением трудовых процессов
  • Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности

По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.

Хозяйственно-бытовой труд

Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.

Труд в природе

Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества.

Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.

Ручной труд

Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.

Формы трудового воспитания

Выделяют три основные формы трудового воспитания:

  1. Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности.
  2. Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
  3. Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям.

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина.
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.
Читать еще:  Картинки трудовое воспитание дошкольников

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Особенности трудового воспитания в семье

  • Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
  • Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
  • Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
  • Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
  • Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
  • Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
  • Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
  • Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
  • Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают

Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста

Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание.

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.

У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим.

Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.

Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.

Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

Проект по трудовому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста «Терпенье и труд все перетрут»
проект (средняя группа)

Цель

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи

1. Воспитывать желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

6. Учить доводить начатое дело до конца

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_po_trudovomu_vospitaniyu.docx82.35 КБ

Предварительный просмотр:

по трудовому воспитанию

с детьми среднего дошкольного возраста

« Терпенье и труд все перетрут »

Воспитатель 1 категории

Шмакова Яна Олеговна

Труд — это могучий воспитатель,

в педагогической системе воспитания

Одной из важнейших задач подрастающего поколения является трудовое воспитание.

Что такое труд — это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

1. Воспитывать желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

6. Учить доводить начатое дело до конца

Виды труда дошкольников:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

Формы организации труд:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд (общий, совместный).

Формы ознакомления детей с трудом взрослых:

  • Наблюдения
  • Экскурсии
  • Чтение художественной литературы
  • Рассматривание картин и иллюстраций
  • Дидактические игры
  • Создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно — ролевых игр
  • Организация посильной помощи взрослым
  • Рассказы взрослых о разных профессиях
  • Организация совместного посильного труда детей дошкольного возраста с взрослыми

Сформированность ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю, приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.

Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.

Срок реализации проекта

Начало с 1 сентября 2018 по май 2019 гг.

Вид проекта долгосрочный, на 2018- 2019 учебный год.

Тип проекта познавательно-практический

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап

Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление перспективного планирования основного этапа проекта.

Проведение мероприятий, НОД

Проведения НОД «Посадка семян цветов на клумбы и овощей в огороде »

Показ презентаций на итоговом родительском собрании «Терпенье и труд все перетрут»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Трудовое воспитание в доу детей среднего возраста

презентауия на тему трудовое воспитание в доу детей среднего возраста

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание в доу детей среднего возраста»

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В.A. Сухомлинский

Задачи трудового воспитания в ДОУ.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

  • ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;
  • обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
  • воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива .

Виды труда дошкольников.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда:

*хозяйственно – бытовой труд,

Формы организации труда дошкольников.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

*коллективная трудовая деятельность.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям.

Условия воспитания дошкольника в труде.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей.

* хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы;

*труда в природе – лопаты, грабли, лейки;

*в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование.

Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д.

Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.

Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут.

Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность.

Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни – вскапывают землю, другие – рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Средства трудового воспитания дошкольников

Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Такими средствами являются:

  • ознакомление с трудом взрослых;
  • обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
  • организация труда детей в доступном им содержании.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства» К. Д. Ушинский.

Это деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения .

Обучающая программа дошкольника должна реализовывать два требования:

  • 1) должна приближать ребенка к обучению, предполагаемомушкольнойпрограммой, то есть расширять его кругозор, готовность к предметному обучению;
  • 2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его интересам и потребностям .

  • Чрезвычайно важной является мотивированность к учебной деятельности, поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка. Можно выделить некоторые условия, способствующие возникновению познавательного интереса:

  • 1) учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность активно действовать, участвовать в самостоятельном поиске и «открытии» новых знаний;
  • 2) учебная деятельность должна быть разнообразной;
  • 3) новый материал должна опираться на то, что было ранее усвоено детьми;
  • 4) необходимо, чтобы ребенок понимал необходимость и важность осваиваемых знаний, умений, навыков в собственной жизнедеятельности;
  • 5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Одни должны быть сложными, но посильными;
  • 6) необходима положительная оценка успехов детей;
  • 7) учебный материал должен быть ярким и вызывать эмоциональный отклик у ребят.

Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А. П. Усовой, к ним относятся:

  • 1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;
  • 2) способность отделять свои действия от действий других детей;
  • 3) контроль за своими действиями и словами и др.
  • Таким образом, в дошкольном детстве идетподготовкаребенка к учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector