221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трудовое воспитание это

Трудовое воспитание в педагогике

Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества.

Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная составляющая воспитательного процесса.

Функции трудового воспитания

Педагогическая наука долгие годы исследовала трудовое воспитание.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

  1. Положительное влияние на физическое развитие личности (особенно, если труд выполняется на свежем воздухе);
  2. Развитие умственных способностей личности;
  3. Труд играет важную роль в воспитании нравственности;
  4. Повышает личностную самооценку (в процессе труда человек понимает, насколько он важен для развития общества, осознает общественный долг);
  5. Налаживание товарищеских и коллективных взаимоотношений (в процессе труда человек учится коллективной работе, а также распределять обязанности между коллегами);
  6. Помогает выбрать профессию, определить склонности к определенному виду деятельности.

Для воспитателей важна организация трудовой деятельности в разнообразных направлениях. Это помогает ученикам попробовать свои силы в каком-то деле и правильно определиться с будущей профессией.

Понятие трудолюбия

Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.

Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом формируется трудолюбие. Следующие элементы определяют трудолюбие:

  • Мотивация к труду;
  • Способность трудиться;
  • Сила воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть в трудовом процессе;
  • Сознательное выполнение труда для себя и общества в целом.

Большая часть трудового воспитания приходится на школьную пору. В школе есть множество видов трудовой деятельности. Основная из них – это собственная забота, т.е. гигиена учебных принадлежностей, личная гигиена, чистота окружающей среды. На уроках труда в соответствии со школьной программой осуществляется специально организованный труд.

Будучи в младшем школьном возрасте дети выполняют поделки, аппликации, гербарии, рисунки и т.д. Старшеклассники делают полезные вещи для школы и быта (кормушки для птиц). Дети заботятся о питомцах живого уголка, ухаживают за растениями. Ученики старших классов также занимаются уборкой пришкольных участков, озеленением улиц, помогают в организации праздников и пр.

В развитии навыков и потребностей трудовой деятельности в самом раннем возрасте имеет важное значение семья. Еще с детства ребенок приучается к труду, обладает какими-то собственными обязанностями (убирает за собой игрушки, следит за чистотой одежды, лица, рук). Ведь именно с раннего возраста человек учится аккуратно относиться к результатам собственного и чужого труда, так как понимает, что для этого были затрачены определенные усилия.

Со вступлением в школьную жизнь сфера трудовой деятельности расширяется, где в общем-то появляются и противоречия. Противоречие возникает из-за различия школьного и домашнего труда. Однако интерес к труду у ребенка повышается с увеличением многообразия видов трудовой деятельности.

Выделяют следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:

  • Индивидуальные поручения, способствующие развитию бережливости и трудолюбия у ребенка;
  • Организация производственных кооперативов с возможностью реально зарабатывать;
  • Формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;
  • Создание постоянных и временных объединений, нацеленных на осуществление конкретной работы.

Определение 4

Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.

Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.

Трудовое воспитание прививает уважение к труду и трудящимся людям. В процессе трудового воспитания ученики ознакамливаются с базой сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспортной, строительной отраслями. Труд играет важную роль в профессиональной подготовке детей, поскольку побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из индивидуальных способностей и навыков.

На сегодняшний день отмечено, что школьная молодежь проявляет нежелание трудиться, оказывает ленивое и пренебрежительное отношение к труду, халатность и несерьезность. Это происходит под воздействием обострившихся противоречий, которые порождают негативные явления. Школьники неохотно выполняют поручения, поскольку их труд примитивен и не разнообразен. Однако это поправимо. Для этого нужно постараться организовать для учащихся общественно полезный труд, проявлять экономическое воспитание.

Система трудового воспитания

Разные виды физической и интеллектуальной деятельности, развитое техническое мышление, положительное отношение к труду, общение в трудовом коллективе – все это основополагающие механизмы осуществления трудового воспитания. Мыслительная трудовая деятельность формирует у ребенка творческие посылы, самоотдачу, творческое отношение к труду. Техническое мышление необходимо для накопления технологических знаний и опыта при организации эффективного труда, а также для оценки результатов собственной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность определяет у обучающихся навыки, умения, привычки к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Отношение к труду выражается следствием организованной деятельности труда. Основные виды трудовой деятельности детей составляют структуру трудового воспитания. При этом на первом месте стоит учебный труд, поскольку интеллектуальный труд – это один из самых тяжелых.

Детям нужно помогать полюбить труд, чтобы они почувствовали свою потребность в нем. Ребенок должен осознавать, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои зарождающиеся таланты и ознаменовать день ещё одним полезным и добрым делом. Это должен знать и понимать каждый ученик.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание, еще недавно считавшееся одним из важнейших направлений в нашей стране, сегодня вызывает спорные мнения. Одни считают, что необходимо пересмотреть степень присутствия его в образовательных заведениях, другие, что труду нет места там, куда дети приходят получать знания. Есть, правда, те, кто, по старой закалке, считают, что труд – часть жизни любого человека, поэтому трудовое воспитание должно быть везде, где ступает нога подрастающего гражданина великой страны. Такие разные мнения о самом главном, что делает нашу жизнь такой, какая она есть – о труде.

Трудовое воспитание – мифы и правила

Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной стороны, чтобы не было сомнений в его важности и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей. Трудовое воспитание не привлекает детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет, это еще не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах. Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться, и имеющей представление о том, что это значит.

Успех трудового воспитания детей напрямую зависит правильного понимания целей, функций, его психологического содержания. Детский труд отличается от взрослого, в первую очередь, именно тем, для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время как детский имеет чисто воспитательную функцию. В детском труде не важен конечный результат. Важен тот факт, что ребенок понимает, зачем, для чего (для кого) он это делает. Мы не учим детей работать. Нет. Сущность трудового воспитания детей в побуждении их к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас. Иными словами, мы (взрослые) формируем в детях психологическую готовность к труду.

Психологическая готовность к труду

Это тот самый результат, который ставит своей целью трудовое воспитание. Это определенный уровень развития личности, который, в будущем станет надежным фундаментом для освоения ею любого вида промышленного труда.

Формирование той самой готовности осуществляется стандартными воспитательными средствами, которые есть в арсенале педагога и родителя:

  1. Беседа;
  2. Игра;
  3. Бытовой труд;
  4. Экскурсии на производство и на рабочие места;
  5. Техническое творчество.

Сферы трудового воспитания

Трудовое воспитание детей совершенно не ограничено только лишь уроками труда в школе. Это непрерывная воспитательная деятельность, которая проходит шелковой нитью через всю социальную жизнь маленьких граждан. Воспитание трудом условно делится на несколько типов:

  1. Навыки самообслуживания. Под самообслуживанием мы понимаем не только умение умыть лицо и завязать себе шнурки на ботинках. Поддерживать чистоту там, где ты находишься, убрать за собой, подготовить свое рабочее место, починить то, что сломано.
  2. Политехническое воспитание. Часть трудового воспитания, ответственная за научную теоретическую часть труда. Овладения техниками и методами осуществления какой-либо деятельности, стратегиями, формулами производства.
  3. Домашний труд. Мы называем это проще – посильная помощь родителям. Это все, от собирания игрушек (для дошкольников) до уборки и приготовления пищи.
  4. Профессиональный труд. Обучение профессиональным навыкам. Вот здесь, как раз, можно вспомнить те самые уроки труда, когда девочки пекли печенье и шили фартуки, в то время как их одноклассники познавали свойства дерева и металла, создавая своими руками свои первые предметы повседневного быта.
  5. Общественно – полезный труд. Это как раз то, вокруг чего не умолкают нынче споры. Общественно-полезный труд – это деятельность, направленная на блага всего общества. Убрать мусор на пришкольном участке, собрать упавшие листья, сделать скворечник для птиц. – О необходимости общественно полезного труда сегодня много говорят. Многие мамы считают, что, принимая участие в общественных деяниях, делая что-то не для себя, а для общества в целом, каким-то образом унизит достоинство их детей. Такая семейная политика весомо подрывает воспитательный уровень, что негативно складывается на моральном облике нашего общества.
Читать еще:  Назовите смысловые блоки составляющие содержание нравственного воспитания

Функции трудового воспитания

Довольно продолжительное время трудовое воспитание выступало объектом для исследования в педагогике и психологии. Исходя из этих исследований, можно выделить несколько важных для развития человека, функций:

  1. Позитивное воздействие труда на физическое здоровье человека (работа на свежем воздухе, физическая активность);
  2. Развитие умственных способностей человека;
  3. Стимулирование нравственных качеств;
  4. Повышение самооценки (ощущение собственной значимости, чувство гордости за свой труд, заложение фундамента для будущей материальной базы);
  5. Развитие коллективных (товарищеских) отношений, умение работать в команде, распределять обязанности, организовать совместную работу;
  6. Помощь в профессиональном самоопределении.

Роль семьи в трудовом воспитании

Любое воспитание начинается в семье. Какой бы важностью и пользой не обладала школа – колыбель всего самого важного всегда качается руками родителей. Особенно тогда, когда мы говорим о трудовом воспитании. О том, что, является частью именно повседневной жизни, а не учебного процесса.

Огромная роль здесь отводится примеру родителей. Как бы и чему бы ни учила школа и детские сады – девочки повторяют за своими матерями, а мальчики за отцами. В семье, где чистюля-мама до блеска натирает паркет и кастрюли, маленькая девочка непременно потянется за водой и губкой с целью помочь. Там, где папа увлеченно ремонтирует компьютеры, машины или технику, (а может с увлечением творит свои бытовые шедевры из дерева или металла), любимыми игрушками мальчика станут ключи, отвертки, шурупы и молоток.

Они смело вооружаются своими (а может вашими) инструментами и рвутся помогать. И вот тут самое главное – не упустить момент. Ни в коем случае не запрещайте вашим детям помогать вам, даже если (а так, скорее всего) они вам мешают. Отказавшись от помощи малыша сегодня, вы рискуете не ощутить ее в будущем (если конечно в ваших планах не было воспитание ленивого и вальяжного неумехи). Она хочет помочь маме вымыть окна? Дайте ей губку или салфетку, обозначьте ей поле работы, пусть себе натирает балконные двери (все равно вам потом там мыть). Хвалите дочку за работу. Поощряйте в ней труженицу. Проявив терпение сегодня, завтра вы пожнете плоды вашего мудрого воспитания.

Трудовое воспитание получает сильное развитие в семьях, проживающих в сельской местности. Частный дом, приусадебное хозяйство – все это требует слаженной работы всех членов семьи. Здесь нет место лени. Маленькие дети учатся поливать цветы, поддерживать колышки для помидор, кормить кур и вырывать сорняки. Организованная совместная работа сближает семью, укрепляет отношения между ее членами, приносит пользу здоровью и дает предпосылки для нравственного воспитания. Плюс дает конкретные знания о живой природе, свойствах материалов и особенностях земледелия.

Родители, это выгодно вам

Многие родители выступают против трудового воспитания своих чад, мотивируя свои протесты тем, что общественный труд, якобы, ущемляет права их ребенка, призывает к «безсеребренности», тем самым лишая его в будущем массы возможностей. Хочется напомнить таким родителям, что первым, кто пожнет результат трудового воспитания ребенка – будет именно он – родитель. Только будет ли это положительный или отрицательный результат – зависит тоже от них. Дети быстро растут, и если мы мало ожидаем от милого дошкольника, то от школьника-подростка мы ждем определенной помощи. А вот получите вы эту помощь или нет, зависит от того, научился ли ваш ребенок что-то делать (знает ли он вообще, что нужно кому-то помочь). Вся база человеческих качеств личности закладывается именно в детском возрасте. Не сердитесь, если вашего ребенка учат помогать вытирать с доски, приносить воду или ухаживать за цветами – завтра эту воду он принесет вам, польет ваши цветы и вытрет пыль на мебели. Вы присядете, счастливая, отдохнувшая, и, глядя на своего повзрослевшего ребенка, скажите: «я воспитала настоящего человека».

В детском саду дети должны освоить разные навыки. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе направлен на выработку самостоятельности. Специальные задания приучают малышей к самообслуживанию.

Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Детские сады, школы и остальные учебные заведения подготавливают подрастающее поколение к жизни, к активному труду

Воспитывать трудолюбие в детях нужно с самого раннего возраста. Домашнее приучение к самостоятельности начинается с тренировки навыков самообслуживания, обеспечивающих бытовую независимость

Ребенок любого возраста больше всего любит играть. Вся педагогическая деятельность основывается на преподнесении детям важной и серьезной информации в форме игры, чтобы малышам было проще

Не каждый родитель знает, как научить ребенка трудиться. В таком обучении помогают воспитатели детского сада и потом учителя в школе. Специально разработанные консультации содержат полезные

Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе — важный метод социализации, интеллектуального и морального развития дошкольников. Придерживаясь правил трудовой деятельности ребенка, подключая к ней

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению

Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся.

То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход

Трудовое воспитание – формирование позитивного осознанного отношения к труду человека, развитие умений, навыков.

Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания. Определить пути реализации задач трудового воспитания школьников

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудо­вой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования твор­чества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое вос­питание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехни­ческое образование обеспечивает знание основ современной техники, тех­нологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовы­ми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политех­ническое образование является базой трудового воспитания.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

— обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

— развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмо­ционально-волевое, социальное развитие;

— воспитательная — правильно организованный труд формирует трудо­любие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового воспитания являются:

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в твор­ческом труде, стремление применять знания на практике;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответствен­ности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Читать еще:  Нравственное воспитание детей 4 лет

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составля­ют следующие виды труда:

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физи­ческий. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производ­стве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В шко­ле осуществляется специальное трудовое обучение.

♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результа­тивный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; обществен­но-организационный. Производительный труд во внеклассной работе орга­низуется руководителем школы, органами самоуправления и общественны­ми организациями. В него входит трудовая производственная практика.
Важным видом внеучебного производительного труда является системати­ческая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовывать излишки.

Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, маку­латуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по ока­занию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и преста­релым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать доб­рые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удов­летворения.

Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бы­товых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет лич­ных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной ком­наты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусо­ра на прилегающей к школе территории.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мел­ких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за жи­вотными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в кварти­ре, доме уюта и удобств.

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организа­ции и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.

♦ Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию матери­альных ценностей и в сфере обслуживания.

Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко ис­пользовать такие формы работы, как:

♦ изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

♦ регулярный домашний труд школьников;

♦ проведение трудовых десантов;

♦ создание школьных кооперативов;

♦ накопление в школе трудовых традиций;

♦ беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художествен­ные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;

♦ все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профес­сиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется:

1) прочной потребностно-мотивационной сферой;

2) глу­боким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитательной роли труда в развитии личности (знания, убеждения);

3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу;

4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.

Все эти компоненты определяют методическую основу трудового вос­питания.

Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:

♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;

♦ в процессе трудового обучения при освоении образовательной об­ласти «технология»;

♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;

♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;

♦ в процессе трудовой деятельности и др.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступа­ют такие показатели, как высокая личная заинтересованность, производи­тельность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятель­ности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в вер­ном служении Родине. Трудовое воспитание составляет фундамент твор­ческой активности и результативности в учебной деятельности, в граж­данском и нравственном становлении личности.

Раскрыть сущность и задачи профориентации школьников. Определить основные направления профориентационной работы в школе

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в.

Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие спе­циальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голоншток, Е. А. Климов, П. П. Костенков, А. Д. Сазо­нов, В. Ф. Сахарон, С. Н. Чистякова и др.).

Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную си­стему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-био­логических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий ха­рактер, высоко оценивается материально.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), про­фессиональная диагностика, профессиональная консультация, професси­ональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школь­никам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психо-физиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отно­шению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профес­сии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности сво­боды выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние спе­циальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого чело­века в профессиональную деятельность, приспособление к системе производ­ства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1. Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий
и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбран­ной профессией.

2. Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленно­
го и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности про­изводительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.

3. Организация трудового допрофессионального или начального про­фессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мас­терских и в УПК.

К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к са­мостоятельному выбору профессии).

Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призва­нием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8781 — | 8312 — или читать все.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Читать еще:  Картинки по нравственному воспитанию в детском саду

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector