221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель художественно эстетического воспитания

Методы художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» – это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей – один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов – одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

Аппликация – способ развивать чувство красоты и одновременно – моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

Читать еще:  Правовое воспитание родителей

Чтение книг – способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья на тему

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки — потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части — после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 — 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.

Цели и задачи эстетического воспитания

Эстетическое воспитание (ЭВ) – неотъемлемая часть формирования, развития и становления личности. С первых лет жизни ребенок начинает изучать искусство, красоту, добродетель, многоликость окружающего мира, социума, поэтому именно в этом возрасте педагог должен уметь грамотно организовать процесс познания художественной сферы.

Для каждой возрастной группы водворяются четкие задачи. Программа обучения разрабатывается на основе научных данных, основное внимание фокусируется на разнообразных видах искусства с учетом модификации и прогрессирования каждого из них. Обучение новым навыкам выполняется поэтапно, при этом постепенно возрастают требования к знаниям учащихся.

Помимо этого, у них появляется огромное желание наблюдать и создавать искусство/красоту, что по-другому называется творческой энергией. Благодаря данному явлению, проблеме актуализации эстетического воспитания уделяется особое внимание. Ведь только культурно обогащенные и целеустремленные люди способны оставить вклад в развитии всемирного искусства.

Культурная целостность индивида становится главным фактором для пробуждения желания преобразовать, украсить, модернизировать естественную и предметную среду, природу, общество, так как близость к жизни, это первостепенное обстоятельство для гармоничной жизни.

Цели эстетического воспитания

Главная цель – формирование эстетической культуры личности. У эстетически воспитанного ребенка складываются добродетельные, нравственные, духовные ценности; расширяются его познания о природе, обществе, сущности мира.

Различные художественные занятия развивают такие черты характера, как внимательность, настойчивость, дисциплинированность. Следовательно, к целям ЭВ также нужно отнести:

  • формирование целостной личности, способной открыто выражать свои мысли, высказываться, самовыражаться, сочувствовать и сопереживать в различных жизненных ситуациях;
  • развитие высоконравственного, гармонизированного, многогранного человека, отличающегося своей уникальностью от других индивидов.

В период художественного воспитания, формируются следующие эстетические компоненты, необходимые для общности и качественности процесса:

  • Восприятие – умение выделить в повседневной, культурной и общественной жизни эстетические особенности. В дальнейшем воспринятое, оценивается индивидом по личностным критериям, образовавшимся в результате получения эмоционального и интеллектуального опыта.
  • Чувства – проявление эмоций, которые появились вследствие взаимодействия с другим человеком, искусством, окружающей средой или социумом. Такие чувства способны вызвать наслаждение, радость, воодушевленность, печаль или отвращение. Они сопрягаются с более сложными интеллектуальными и эмоциональными процессами, а также отличаются своей глубиной, разнообразием, сложностью. Но, несмотря на это, такие стойкие эмоции всегда находятся в гармонии с разумом.
  • Интерес – устремленность личности к новым знаниям. Основной критерий эстетического интереса – наличие у индивида любимых произведений искусства, писателей, композиторов; книг, которые он часто перечитывает; присутствие целенаправленности в выборе жанра музыки, литературы. Читайте также «Системы музыкального воспитания».
  • Потребности – нужда во взаимодействии с эстетическими составляющими (книги, музыкальные трэки, живопись и др.). Присутствие желания получения новой информации об определенном художественном деятеле, сфере искусства. Устремленность к всестороннему познанию того, что доставило духовное наслаждение, вызвало необычайный интерес.
  • Вкусы – способность давать индивидуальную оценку культурным явлениям, руководствуясь общепринятыми и личными моральными ценностями.
  • Идеалы – личностные психологические, либо общественные представления о красоте, гармонии, совершенстве, правильности.

Задачи эстетического воспитания

Осуществление перечисленных ранее целей не представляется без четкой постановки и выполнения ряда педагогических задач. Они в свою очередь делятся на две категории:

Первая группа – нацеленность на образование эстетического отношения у детей. При этом должны выполняться такие задачи, как:

  • формирование чувственной грани личности;
  • развитие способности видеть красоту и неповторимость в людях, предметах, природе, искусстве, обществе;
  • знакомство с основными эталонами, индивидуальными культурными качествами и проявлениями личности, а также поэтапный ввод новой терминологии в разговорный лексикон школьника;
  • понимание сущности прекрасного;
  • образование у обучающихся своебытных черт, представлений, рассуждений, понятий, которые играют изъясняющую роль в понимании всех эстетических компонентов;
  • эмоциональное развитие – умение давать адекватную реакцию (радость, смех, разочарование, согласие, т. д.) в любых ситуациях.

Вторая группа – педагогические задачи заключаются в побуждении детей к художественно-эстетической деятельности, становлении и получении определенных навыков и способностей. Для приобщения школьников и дошкольников к искусству/культуре используются различные методы (к примеру, рисование, лепка, пение, танцы, чтение стихов). Кроме того, формируется желание привносить и применять полученные умения в реальной жизни.


Содержание эстетического воспитания

Содержание ЭВ включает в себя формирование навыков, вкусов, потребностей, интересов, эталонов и оценок. В результате совместной формы художественной деятельности дети получают новые знания, которые помогают им понять сущность и многообразие окружающего мира.

Они учатся различать плохое от хорошего, безобразное от красивого, доброе от злого, комическое от трагического. На фоне усвоенной информации приходит понятие эстетической культуры, как наиболее многогранной, возвышенной области.

Дошкольники знакомятся с искусством с первых лет жизни, с помощью декоративно-прикладного зодчества, скульптуры, живописи, народного творчества. В детском саду дети начинают активно заниматься самостоятельной художественной деятельностью – рисуют, лепят из пластилина, вырезают поделки, поют, танцуют.

Воспитатель же должен обеспечить необходимые условия для комфортного и результативного выполнения задач, оказать поддержку, задать обучающимся правильное направление. Корректная программа, включающая в себя разнообразие форм ЭВ, гарантирует выполнение всех функций и всестороннее эстетическое развитие личности ребенка дошкольного и школьного возраста.

Под четким руководством педагога или взрослого дети должны понять главные критерии, которые служат оценкой в различии между плохим/хорошим, возвышенным/обычным, прекрасным/безобразным, чтобы затем применять полученный опыт в дальнейшей жизни.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительнос­ти, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду­ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаи­моотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с доб­ром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетичес­кого воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше осно­ваний надеяться на его результативность. С самого раннего возра­ста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по зако­нам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявле­ния творческой энергии и инициативы людей, наглядно представ­ленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализи­рует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1). Эстетическое воспитание (ЭВ) —целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития.

2). Эстетическое воспитание —про­цесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценност­ного сознания личности и соответству­ющей ему деятельности.

ЭВ реализуется в системах образования различного уровня, при­обретая полноценность лишь при само­образовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участни­ком и субъектом эстетической деятельности.

В более узком смысле, эстетическое воспитание— в отличие от художественного воспитания — направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Как синоним термина ЭВ упо­требляется понятие «художественное воспита­ние», которое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитательному воздействию искусства.

Художественное воспитание — часть ЭВ, реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства, в твор­ческой и художественно — педагогической деятельности.

Художественное воспитание направлено на художественное развитие личности, т.е. на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование художественного вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определенном виде искусства.

Эстетическое развитие(от греч. alsthesis— ощущение, понимание) процесс формирования спо­собностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития за­датков и способностей в области искусства. Эстетическое развитиеимеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения.

Эстетическое развитиеначинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов переживает чувство радости. В дошкольном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. Эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в эстетическом развитии дошкольника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

Эстетическое развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-тради­ционный, сотворческий, личностно-рефлексивный, творческий, аналитико-интегративный и др. Этапы эстетического развития определяются по преобладающему характеру эстетического соз­нания и отношения. Первые три уровня отражают стадии возрастного становле­ния от дошкольного детства до младшего подросткового периода; последующие уровни представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эсте­тического развития.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Цель ЭВ — формиро­вание эстетической культуры личности.

Различают понятия эстетической культуры общества и эстетической культуры личности.

Под эстетической культурой общества понимается синтез материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении всей истории его развития.

Эстетическая культура личности –это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества. Эстетическая культура личности включает в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический интерес,эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеа­лы.

Эстетическое восприятие — способность вы­делять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства, соотнося воспринятое с имеющимися у личности эстетическими критериями, характеризующими взаимосвязь эмоционального и интеллектуального опыта. Полноценное эстетическое восприятие возможно лишь в единстве с формированием эстетических понятий и суждений.

Эстетические чувства — эмо­циональные состояния, вызванные оценочным отношением чело­века к явлениям действительности и искусства. Эстетические чувства выражаются в духовном наслаждении формой, содержанием объекта или в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы.

Эстетический интерес– направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности и произведений искусства. Показателями эстетического интереса является стремление личности к эстетической деятельности; наличие у человека любимых произведений искусства, стремление их неоднократно воспринимать, высказываться о них, интересоваться мнением других; наличие избирательной направленности, выражающейся в предпочтении определенного художника, музыканта, писателя и др., жанра, направления, школы. Более высокий уровень эстетических интересов определяется педагогическим воздействием. Эстетические интересы порождают эстетические потребности.

Эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические потребности включают потребность в эстетической информации, стремление глубже познать законы развития науки о прекрасном, к многократному восприятию того, что доставило эстетическое наслаждение; нетерпимость к безобразному и стремление к его искоренению; потребность узнать новое о конкретном произведении искусства, его авторе.

Эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явле­ния с позиций эстетических знаний и идеалов. Вкус проявляется в оценках и формируется через поток эстетической информации, через сумму эстетических и моральных норм, идеалов, выработанных человечеством на протяжении истории его развития и выраженными через определенные эстетические суждения. Эстетическая оценка опирается на категории прекрасного и безобразного, красивого и уродливого, возвышенно-героического и пошлого, ужасного и комического в явлении или событии окружающей действительности, в произведениях искусства и содержит определенные высказывания об их эстетической ценности, глубине и оригинальности образного отражения, яркости и выразительности творческой манеры автора.

Эстетические идеа­лы — социально и индивидуально — психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, челове­ке, искусстве.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачии содержание ЭВ.

1. Приобщение детей к эстетическим ценностям:

· совершен­ствование эстетического сознания;

· формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов;

· ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков;

· развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве, природе, жизни и труде;

· овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

· развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

· формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.

2. Включение ребенка в активную эстетическую деятельность:

· формирование первичных умений и навыков в различных видах художественной деятельности, а именно — обучение детей рисованию, лепке, конструированию; обучение пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества и др.

· воспитывать желание активно вносить элементы прекрасного в быт, собственный облик, в отношения с окружающими.

3. Развитие творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры, включение в гармоничное саморазвитие личности.

Данные группы задач дадут положительный результат лишь при усло­вии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Задачи эстетиче­ского воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием — формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×