221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель и принципы гуманистической системы воспитания

7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

Реализация цели и задач воспитания вызывает необходимость соблюдения научного подхода к организации воспитательного процесса, то есть учета объективных закономерностей его течения, взаимодействия системы факторов, его детерминирующих.

Научный подход к процессу формирования личности проявляется в том, что действие общих закономерностей развития личности опосредуется влиянием конкретно-исторических условий жизнедеятельности данного общества в целом и каждого из его членов в частности. Конкретно-исторический подход помогает определять и формировать наиболее актуальные на данном этапе развития украинского общества задачи воспитания.

Главной закономерностью гуманистического воспитательного процесса является ориентация на развитие личности. При этом чем больше будет гармония соціумності и самости личности, тем более свободно и творчески она проявит себя в реализации культурно-гуманистической функции.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой и национальной культурой зависит от уровня освоения базовой культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания воспитания. Он требует выделения в содержании воспитания ядра — системы ценностей, которая составляет его воспитательный потенциал.

Культура развивает личность только в том случае, если она активизирует личность, побуждает ее к деятельности. Деятельность личности является механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Проявляя целенаправленную активность, индивид вкладывает свои чувства, собственный труд, энергию, конкретное действие в «конструирование» этих новообразований, что придает особое значение воспитанию, реализации деятельностного подхода.

Развитие личности приобретает оптимальный характер, если воспитанник выступает субъектом воспитательного процесса. Эта закономерность обуславливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностно ориентированный подход ставит в центр воспитательного процесса интересы ребенка, его потребности и возможности, права отдельного индивида, его суверенитет независимо от индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы воспитанник видел в себе такую личность, как и в людях, которые его окружают. При таком подходе каждый человек воспринимается педагогами и учениками как самостоятельная ценность, а не как средство достижения собственных целей.

Личностно ориентированный подход осуществляется только при условии включения в процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника личностного опыта последнего (чувств, переживаний, эмоций, знаний, взвешенных действий и поступков), то есть при условии персонализации воспитательной взаимодействия. Если же педагогическое взаимодействие строго детерминируется распределением ролей, сделанным воспитателем или определенному сценарию воспитательного мероприятия (деперсоналізована взаимодействие воспитателя и воспитанника), равноправное сотрудничество, партнерство, субъект-субъектные отношения в воспитательном процессе невозможны. А следовательно, невозможно гармоничное развитие личности. Данная закономерность лежит в основе диалогического подхода.

Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Эта закономерность требует реализации индивидуально-творческого подхода.

Общие закономерности гуманистического воспитания обусловливают принципы воспитательного процесса (принципы воспитания). Напомним, что принципы (лат. principium — первоначало) -это основные требования к деятельности педагога, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель в построении воспитательного процесса: определении его содержания, форм организации совместной деятельности, методов, средств и т.д.

Главнейшими принципами гуманистического воспитания ученика являются:

1. Принцип непрерывного общего развития личности. Этот принцип является ведущим, потому что все другие принципы, в основе которых лежит закономерность — ориентация на развитие

личности, — подчиняется ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его реализации. Воспитание реализует гармоничное развитие личности, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» (Л.С.Виготський). Такая ориентация требует постановки задач воспитания, которые обеспечивают объективно необходимые базисные качества для развития личности в определенном возрастном периоде.

2. Принцип культуросообразности воспитания. Принцип определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, в которой воспитывается ученик, а также отношение между воспитанием и учеником как человеком культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности культуры, а отношение к ученику должна определяться, исходя из понимания его как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и самореализации своих творческих задатков и способностей.

Принцип требует органической связи воспитания с приоритетными направлениями культуры демократической, которая предполагает понимание новых отношений в системе «человек-общество-государство», правовой, политической, экономической, трудовой, интеллектуальной, духовной, эстетической, экологической, физической, культуры семейных отношений, жизненного самоопределения. Именно в таком воспитательном среде должен осуществляться развитие ученика, приобретение им опыта культуровідповідної поведения.

3. Принцип включения личности в деятельность требует реального включения воспитанника в деятельность. Эффективное овладение общечеловеческими, общенациональными и региональными ценностями культуры осуществляется путем организации разнообразной продуктивной деятельности, значимой для личности, в которой каждый воспитанник может реализовать себя как неповторимая личность.

4. Принцип природосообразности воспитания. В его основе лежит учет многогранной природы ребенка: физиологических, психологических, возрастных, генетических, национальных, региональных и других особенностей. Частичное учета этих особенностей или пренебрежение ими приводит к загубленных талантов, недоразвитых задатков и способностей, затормозившихся психических процессов. Реализация принципа требует учета целостной природы ребенка.

5. Принцип индивидуально-личностного воспитания. Принцип означает признание каждого ребенка активным субъектом воспитательного процесса. Согласно этому принципу

законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение

ребенка выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие — высшим показателем его эффективности. Индивидуально-личностное воспитание исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей цілісності. ее становление предполагает творческий поиск вариантов воспитания, адекватных ее возможностям и особенностям.

Поиск путей реализации этого принципа позволяет преодолеть отношение к ученику как «винтика» воспитательной системы, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы жизнетворчества, самоопределения личности.

Читать еще:  Виды трудового воспитания

6. Принцип ценностно-смысловой направленности воспитания.

Принцип направлен на создание условий для получения каждым воспитанником смысла своей жизнедеятельности. Личностные смыслы, по О.М.Леонтьєвим, выражающие страстность индивидуального сознания, ее особую субъектность.

Человек связан с реальностью объективного мира с помощью значений (предметов, явлений, событий), а с реальностью собственной индивидуальной жизни — смыслом. Личностный смысл — это значение, опосредованное мотивом. К смислоутворюючих мотивам относятся мотивы, которые влияют на выбор жизненной позиции, мировоззрения, профессии и другие «смысловые единицы жизни». Становление целостной системы личностных смыслов и является процессом становления личности (О.М.Леонтьєв).

Роль воспитания заключается в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которого они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем. Поэтому организация воспитательного процесса в школе должна быть такой, чтобы каждый ребенок в совместной деятельности приобретала собственные ценности, собственные смыслы.

7. Принцип диалогического (полісуб’єктного) подхода. Этот принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект — субъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества и партнерства возможен гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

При этом он использует систему форм сотрудничества, которую внедряет в определенной последовательности: от помощи воспитаннику в решении проблем в определенной саморегуляции в различных видах деятельности.

8. Принцип индивидуально-творческого подхода. Он предусматривает создание условий для творческого развития личности в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Принцип требует выявления (диагностически) творческих возможностей воспитанников, создание условий для самореализации и самоутверждения личности в соответствующих видах деятельности, развития творческих способностей.

9. Принцип комплексности предусматривает установление в воспитании тесного взаимодействия и сочетания учебного и воспитательного процессов, усилий самых различных институтов — семьи, школы, общественных союзов, детских, молодежных самодеятельных объединений, религиозных организаций, всех причастных к воспитанию и самовоспитанию.

10. Принцип преемственности и непрерывности означает прохождение ряда этапов, в течение которых постепенно усложняются и разнообразятся содержание и направления развития

тех образований, которые в целом составляют целостную систему характеристик личности. Начинаясь с первых лет жизни ребенка, процесс воспитания является непрерывным, бесконечным, он длится на протяжении всей сознательной жизни человека.

Принципы воспитания опираются на воспитательный процесс. Поскольку воспитательный процесс является системой, то и принципы, которые отражают его общие закономерности, тоже является системой. Существовало и существует много систем воспитания. Поэтому характер, некоторые требования принципов, а иногда и сами принципы меняются.

Принципы применяются не изолированно, не поочередно, а одновременно, комплексно. Среди принципов нет главных и второстепенных, они все равнозначны. Одинаковое внимание ко всем принципам предупреждает возможные нарушения протекания воспитательного процесса.

Принципы воспитания не является советом, рекомендацией. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое нарушение принципов не просто снижает эффективность воспитательного процесса, а подрывает его основы. Например, воспитатель, который грубо и умышленно нарушает принцип гуманизма, уважения к личности, может даже привлекаться к судебной ответственности.

В то же время принципы не являются готовыми рецептами, руководствуясь которыми воспитатель может достичь высоких результатов. Успех практической реализации принципов зависит от специальных знаний, опыта, мастерства, личности педагога.

Цели, задачи и принципы гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается всесторонне и гармонично развитой. Г. Присуще только человечкскому разуму. Характерными чертами Г. – умение сотрудничать с другими людьми, сочувствовать людям, признание и уважение их прав, свободы, достоинства. Г.-это сложное нрав, качество. Оно предпологает единство сознания и поведения. В воспитании гуманистических черт выделяют такие направления: во влечение уч-ся в деятельность, направленную на помощь людям; организация верного восприятия и понимая гуманистических качеств среди людей; активная борьба с эгоистическими проявлениями среди учащихся; привлечение Г.в устойчивую форму поведения. Пути формирования гуманизма: 1. Учебный Процесс.Влияет на формирование двумя направлениями А) содержание ( тексты подобраны таким образом, что дают представление о характере взаимоотношений между людьми. В них осуждается бездушие, жестокость), Б) атмосфера ученика и характер отношений между классом и учителем (если учитель внимателен справедлив, то и дет, преобр, «+» опыт 2. Внекласная работа, 3. Шефство старших над младшими 4. Работа с родителями ( в семье иногда создается такая отмосфера к, формирует –эгоизм, бездушность и т.д.) 5. СМИ.

Общие методы воспитания и их классификация. Условия эффективного

Метода воспитания.

Условия эффективного применения методов воспитания. М.в.- одна из основных категорий теории воспит-я. М.в.- это способы воздействия на сознание, чувс-а, волю, поведение, систему отношений реб-ка в целях формирования гармон-но развитой личности.. с пом-ь М.в. корректируется поведение человека, формируются необходимые качества личности. Методы воспитания активнее действуют на личность в процессе деятельности. Эффективность М.В. зависит: находить оптимальный вариант их сочетания; считаться с закономерностями и движущися силами Воспитательного процесса; знает индивидуально — технические особенности детей; знает уровень воспитаности детей; учитывает конкретную педагогическую ситуацию, в которой оказался ребенок. Т.ж. зависит от, если его примение соответствует ведущему виду деятельности. В теории и практики на ряду с методом используют «прием и средства». Прием-это отдельное действие внутри конкретного метода. Прием носит поучительный характер н-р учитель рассказывает о ТВ-ве ком-ра, вед-й метод-рассказ, а использ-е ТСО-это и есть прием. Средство воспитания— решение тех или иных воспит-х зад-ч.В узком смысле-совокупность предметов материальной и дух-й культ-ы предназначенных для организации и осуществления воспит-го про-са. В широм смысле – все, что способствует достижению целей воспит-я: различные виды деятельности, количеств учащихся, содержание образования, формы воспитания. К сред-вам воспитания относятся — книги, радио, телевидение, виды искусства. Обще принятой классификация методов по Г.И. Щукиной представлено тремя группами: 1гр. Методы формирования личного сознания личности(убеждение, внушение, объяснение, рассказ (эмоциональное изложение конкретных фактов, с его помощью дети получают знания о нравственности, правах, обязанностях. Р. используется в младших и средних, классах, эфективность зависит от возрастных особен-х,Р. должен быть эмоц-м, тема актуальна и вызвать + реакцию детей.), инструктаж, беседа( самый распространнемый М,В,По содер-ю Б бывает: политической, правовой, этической, эстетической, научной. По форме гр коллективная, индивидуальная. Индивидуальная используется по вопросам морали. Любая Б, требует характерного контакта с аудиторией, Б. будет эффектив-е если будут испол-ны ТСО. Большое внимание Б. уделяли –Макарен и сухом-й. Макарен-ко испол-л отсроченные бес-ы), лекция, диспут, метод примера( метод-исключительный силыего воздействие основывается на том, что явление воспринимаемое зрением, быстро и без труда запечат-ся в сознании. Прим дает образец для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения.)2гр. Методы организ-и деятельности и формирования опыта поведения(Макар — ко говорил, что воспитательные есть ни ,что иное как упражнение в нравственном поступке. Упражнение – многократное повторение действий, поступков, но это не механическое выполнение одних и тех же действий. Упражнение для ребенка – процесс, в результате упражнений, вырабатываются умения, навыки, привычки, Эффективность зависит от систематических упражнений, доступности и посильности, объема, частота их повторения, контроль и коррекция, учет личностных особенностей, понимание учащимся того качества которое мы хотим в нем воспитать, знать, что делать и как. Функцию упражнений определяет режим и педагогическая ситуация, Режим организовывает жизнь и деятельность детей в течении суток. Педагогическая ситуация — эффективнее игровая ситуация. Например: эгоистическое поведение ребенка., как, приучение, педагогическое требование, поручение (санитар, библиотекарь, цветовод, командир, организатор трудовой деятельности), создание воспитательных ситуаций, общественное мнение). 3гр. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения(требования(категорично сформулированные требования), перспектива, соревнование,метод взрыва( суть в том, чтобы по иному донести до сознания реб-ка его положение в кол-ве и дать ему почувствовать, что кол-в им не доволен, ноего применение должно сопровождатся неожиданно и внезапно.), поощрение,накозание(-это оценка поступка чел-ка.Правила кот, разработал психотерапевт В Леви: накозание не телесное, если есть сомнения наказывать или нет лучше нет,за один проступок, одно накозание, недопустимо запоздалое накозание, реб-к не должен бояться накозания, он должен бояться огорчения родителей, если реб-к наказан, он уже прощен.формы наказания:зхамечание род-ей, уч-ей; временное лишения удовольствия;лишение доверия;обсуждение проступка;отстранение от занятий; выговор; разбор проступка в кол-ве;исключение из школы). Создание ситуаций успеха, эмоционно-нравственных переживаний, порицание, сюжетно-ролевые игры и др.) и еще (возникли недавно) 4гр.метод контроля и самоконтроля( относятся личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самооценка, самоконтроль). в воспитании.

Читать еще:  Реальная цель трудового воспитания дошкольников это

Воспитание. Цели и задачи гуманистического воспитания

ВОСПИТАНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.Воспитание — это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.

Воспитательная работа -это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателя и воспитанника, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспи-

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа-работа, проводимая школой, внешкольными учреждениями, общественными организациями и объединениями, работа по месту жительства с детьми и подростками во внеучебное время.

2. Цели и задачи гуманистического воспитания.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривает­ся как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическими задачами гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отноше­ний между участниками педагогического процесса. Для обозна­чения таких отношений употребляется термин «гуманное воспи­тание».

Общепринятой целью в мировой теории и практике гумани­стического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореа­лизации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для само­развития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уни­кальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулиров­ке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влия­ние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за рас­крытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в са­моразвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гу­манистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры

Задачи гуманистического воспитания:

формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение этих ценностей;

от воспитания любви к школе, к отчему краю — к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

Читать еще:  Свобода ребенка ведущий принцип обучения и воспитания

формирование ценностей и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

стремление формировать свою среду, свои действия по этическим, эстетическим и культурным категориям, воспитывать видение прекрасного;

формирование стремления к здоровому образу жизни;

развитие творческих способностей;

формирование активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Гуманистическая концепция воспитания

Сущность и целевое назначение гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание – это воспитание, которое основывается на идеях гуманизма. Гуманизм – это особая мировоззренческая позиция, при которой личность признается высшей ценностью, составляющей основу жизни на земле.

Организация гуманистического воспитания и его продуктивность определяются гуманистическими позициями педагога, его компетентностью в этом вопросе, характеризующей его взгляды и отношение к личности, как к особой ценности. Это представляется достаточно трудоемким процессом и сложным в практической реализации. Для его осуществления требуется кардинальная перестройка мировоззрения педагога, управленческого состава учебного заведения, всей образовательной системы и государства в целом.

Организуя гуманистическое воспитание, требуется сформировать гуманную направленность взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Иными словами, воспитание должно носить гуманный характер, что предполагает усиление государственной и общественной заботы по отношению к образовательным структурам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Концепции гуманистического воспитания рассматривают развитие личности, как процесс взаимосвязанных и взаимозависимых изменений, происходящих в осмысленной и чувственной ее области, отождествляющих степень ее гармонии ее самостоятельности и общественности. Создание условий для достижения этой гармонии в развитии является стратегическим направлением гуманистической концепции воспитания.

Самостоятельность личности проявляется в ее внутреннем психическом и физическом развитии, отражая индивидуальность ее развития. Это обуславливает развитие личности от простого способа ее жизнедеятельности до становления сложных состояний психического характера, осуществляемых посредством развития процессов самопознания, самоорганизации и саморегуляции.

Общественность личности характеризует ее внешнее развитие, а именно формирование навыков, способов общественного взаимодействия, выработку линии поведения, принятие социальных норм, усвоение социальных ценностей и соответствующий им уровень развития основных нравственных и духовных свойств личности.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Целевое назначение гуманистического воспитания характеризуется двусторонней направленностью т.е. оно призвано сформировать разносторонне и гармонично развитую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, посредством сохранения гармонии с внутренним устройством и общественными нормами. Это целевое назначение характеризует сбор гуманистических мировоззренческих позиций общества по отношению к личности и ее будущему развитию. Это открывает возможности осмысления личности, в качестве исключительного природного феномена, признавая авторитет ее субъектности, на развитие которой нацелен весь процесс жизнедеятельности.

Исходя из целевого назначения воспитания, открываются возможности формирования нового взгляда на воздействие личности на свою жизнь, свои права и свободы, несение ответственности за свое поведение, деятельность, поступки, выбор, раскрытие природных задатков, а также стороннее, социальное воздействие общества на личность и ее перспективное развитие.

Уровни реализации гуманистического воспитания

Практическая реализация концепции гуманистического воспитания осуществляется на трех основных уровнях:

  1. Макроуровень – масштабные мероприятия, организуемые на государственном уровне, определяющие направления политики в сфере образования и воспитания, права и свободы граждан, их поддержание и защиту, направления социальной политики в отношении самых слабых и незащищенных слоев населения – детей.
  2. Мезоуровень – мероприятия промежуточного характера, которые осуществляются различными министерствами, ведомствами и социальными институтами. Их деятельность связана с разработкой программ, включающих мероприятия по улучшению качества и условий жизни населения.
  3. Микроуровень – мероприятия, малого объема и охвата, производящиеся отдельными учреждениями воспитания и образования. Они организуют воспитательную деятельность на основе составления программ, включающих гуманистические концепции развития.

Принципы гуманистического воспитания и современные тенденции его развития

Современный этап общественного развития определяет ориентацию функционирования образовательной системы на реализацию концепции гуманистического воспитания.

В первую очередь, ее реализация связана с построением воспитательных программ на основе ориентирования на личностное развитие. Все направления воспитания – общекультурное, социальное, нравственное, профессиональное должны быть гармоничными, чтобы обеспечить свободное и творческое становление личности, и выполнение ею культурно-гуманистической функции.

Еще одной современной тенденцией является направленность на развитие личности в гармонии с культурными ценностями. Такое развитие и его эффективность зависит от степени освоения базовой гуманитарной культуры. В этой связи, при построении учебно-воспитательных программ применяется культурологический подход к отбору их содержания. Для этого, в приоритете стоит повышение статуса гуманитарных дисциплин, их постоянное обновление, совершенствование и развитие, отвечающее условиям социального развития. Планирование образовательных программ и построение методических концепций работы должно осуществляться на основе учета культурного наследия, обычаев и традиций народа, единства общечеловеческой культуры.

Основными принципами гуманистического воспитания являются:

  1. Принцип непрерывности общего и профессионального личностного развития. Он относится к ведущим принципам гуманистической концепции воспитания, подчиняя себе все остальные принципы и направления развития. Гуманизация образовательного процесса является фактором гармоничного развития личности.
  2. Принцип единства реализации деятельностного и личностного подходов в воспитании. В учебно-воспитательном процессе учащийся рассматривается в качестве ведущего субъекта. Каждый учащийся должен воспринимать себя и окружающих людей, как личности, являющиеся ведущими ценностями общества.
  3. Принцип диалогического подхода. Для реализации гармоничного развития личности требуется построения равноправных субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса.
  4. Принцип индивидуально-творческого подхода. Мотивация учащихся к учебной и иным видам деятельности, самопродвижение к конечному результату.
  5. Принцип профессионально-этической взаимной ответственности. Учащиеся развиваются и у них складывается готовность к принятию на себя ответственности за общественное развитие, судьбы людей, положение страны на мировой арене. Это предполагает соблюдение основных моральных норм, следование этическим принципам деятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector