221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели и задачи нравственного воспитания

Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Цель нравственного воспитания — превращение моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию, наиболее полное развитие личности, что само по себе способствует развитию материального и духовного потенциала общества.

Нравственная культура личности —освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).

отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).

В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности»

В.А. Сухомлинский всю свою систему воспитания основывал на азбуке нравственности. Своим детям он внушал следующее:

• Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо.

• Вы пользуетесь благами, созданными другими. Люди дают вам счастье детства, отрочества и юности. Платите им за это добром.

• Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Без труда нельзя честно жить.

• Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца.

• Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах общественных.

Билет

Система работы классного руководителяи его основные

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10549 — | 7758 — или читать все.

О некоторых категориях и правилах нравственного воспитания детей

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса. В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение. Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

Что такое нравственность

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже самопожертвования.

При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов. Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем. Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

Что такое нравственное воспитание – определение

Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

Задачи духовно-нравственного воспитания

При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

  • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
  • создание начальной системы нравственных ценностей;
  • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
  • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
  • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

Что нужно знать об этапах нравственного развития

Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей. Человек проявляет себя в поступках. Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

Теория нравственного воспитания -цели и результаты

Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования. Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания. При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

Читать еще:  Базовые ценности определяют цели воспитания

Дошкольный период

Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

Нравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание. Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания “что такое хорошо, и что такое плохо”, создается фундамент собственной системы нравственных ценностей. Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

Школьный период

Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее. Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности. В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска. У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка. Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

Направления нравственного развития школьников

Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

Как сформировать основы нравственного мышления

Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша. Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему. Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

Методологические основы нравственного воспитания

Умение помнить о других – необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок. Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить “правильно”. Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего. Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

Внеклассная работа – посещение библиотеки как метод воспитания

О чем нужно помнить родителям

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат. Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной. Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием. Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Цели воспитания нравственности

Как добиться результата

Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым. При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость. Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

Читать еще:  Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

Непрерывность воспитания нравственности

Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками. В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста. Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

Нравственное воспитание младших школьников

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Высший уровень сформированности нравственного сознания — убеждения.

Цель нравственного воспитания определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. В настоящее время – это формирование нравственно устойчивой цельной личности . Данный тезис и определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

формирование нравственных привычек.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт , который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо . Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

В. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В своих работах он писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой, социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса воспитания. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо — человек, животное, растение.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Методы нравственного воспитания

Метод воспитания — это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль.

Реализовывать программы нравственного воспитания можно при помощи следующих методов (обучения): беседа, разъяснение, требование, пример, наказание, поощрение, упражнение, методы контроля и самоконтроля, игра.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг , которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей.

Методы нравственного воспитания должны подкрепляться деятельностью, то есть дети должны постоянно использовать свои знания на практике.

Формы нравственного воспитания

Ребенок, как личность формируется и под влиянием родителей, и под влиянием учителя, и в обществе сверстников, и индивидуально. Поэтому для реализации программы нравственного воспитания выбирают индивидуальную, фронтальную, групповую формы, будь то урочная или внеурочная деятельность.

Это могут быть различные занятия, направленные на развития определенных нравственных качеств: уроки истории, мировой художественной культуры, литературы и русского языка, окружающего мира .

К формам воспитательной деятельности можно отнести и экскурсию , например, литературную, на которой, помимо академических знания, формируется и нравственность младших школьников. Также можно организовывать внеклассные походы учеников в театр и музеи.

Эффективность нравственного воспитания повышается, если соблюдать следующие формы взаимодействия:

участие всех представителей в проведении мероприятий в рамках реализации программы;

проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном учреждении.

В рамках реализации программы нравственного воспитания школьников необходимо также работать с их родителями. Для этого могут быть использованы различные формы работы с родителями: собрание, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Читать еще:  Эмоциональное воспитание дошкольников

К внешкольным формам нравственного воспитания можно отнести просмотр мультфильмов и кинолент.

Средства нравственного воспитания

К средствам нравственного воспитания относят все те предметы, с помощью которых это воспитание реализуется: книги, мультфильмы, фильмы, журналы (специальные детские издания) и др.

Оценивать результаты воспитания надо осторожно, не вторгаясь во внутренний мир школьника. По ФГОС оценивать можно только воспитанность класса в целом, но не отдельных учеников. Принятие духовных ценностей на словах поддается проверке письменных диагностических работ (анонимных). В них предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, сказать о том, как поступили бы они. Принятие ценностей на деле можно оценить только в ходе наблюдения и самооценки.

Для диагностики уровня духовно-нравственного развития и воспитания учащихся можно использовать книгу «Как проектировать универсальные учебные действия» под редакцией А.Г.Асмолова (в соответствии с ФГОС). Автор предлагает диагностировать на основе метода независимых характеристик «Нравственно – ценностные ориентации». Используя данный метод, педагоги оценивают каждого респондента по следующим критериям:

Нравственное воспитание – цели, особенности, методы

Понятие нравственного воспитания

Современное российское общество оказалось в эпицентре моральных и нравственных проблем. Процессы глобализации и универсализации воздействуют на культуры страны, происходит разрушение традиционных национальных духовных ценностей, в результате этого возрастает социальное зло, а так же усиливается моральное недоверие друг к другу, межличностные и межнациональные конфликты воспринимаются как обычное явление, исчезает эмпатия, устанавливается тенденция разрушения национальных культурных традиций, идеалы молодежи переориентируются с духовных на материальные.

Актуальным остается вопрос этического измерения отрицательных последствий навязывания нашему социуму элементов жизненных стандартов Запада, что еще больше усугубляет кризис духовности российского общества. Это можно заметить в обесценивании морали и моральных императивов, а также в отсутствии на уровне межличностных отношений гуманных установок, благодаря которым происходит полноценное становление личности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Российскому обществу, как никогда, требуется наличие социально ценной и духовно стойкой личности, «Человека морального» с высоким уровнем культуры, способного стать ответственным, деятельным, активным субъектом общественного развития.

Среди исследователей нет в определении понятия «нравственное воспитание», он характеризуют его как:

  • сложный интегрированный процесс;
  • процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения;
  • общественное явление, которое подчиняется законам общественного развития;
  • целенаправленное воздействие старшего поколения на младшее с целью выработки у него устойчивых моральных качеств;
  • целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности и общения, направленный на овладение нравственной культурой поведения, отношением к окружающему миру;
  • процесс, специфические функции которого осуществляются по своим собственными правилам и закономерностям;
  • стержень гармоничного развития личности;
  • форма трансформации опыта и сфера реализации человеческой нравственной культуры;
  • выработка умений и навыков нравственного поведения, формирование гуманных взаимоотношений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Цели и задачи нравственного воспитания

Главной целью нравственного воспитания является привитие моральных ценностей, формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.

В целом ученые выделяют такие нравственные качества личности: доброта, честность, справедливость, искренность, достоинство, милосердие, любовь, прощение, великодушие, мудрость, ответственность, верность, толерантность, гостеприимство, открытость, мужество, героизм, согласие, решительность, доброжелательность, правдоподобие, оптимизм, умеренность, кротость, уравновешенность, терпеливость, усердие, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, благородство, бережливость и др.

Работу по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем виде можно рассматривать как последовательное решение таких задач:

  1. Расширение, углубление и систематизация знаний человека о моральных нормах и правилах культурного поведения, принятые в обществе.
  2. Формирование навыков культурного поведения, соблюдение существующих правил, морально — этических норм, выработка негативного отношения к антиобщественным проявлениям в окружающей жизни.
  3. Формирование практических умений и навыков, привычек культурного поведения, заботливого отношения к людям, природе, общественного имущества.
  4. Развитие умения справедливо оценивать свои и чужие поступки, обобщать и накапливать опыт нравственного поведения.

Конечным результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность – способность личности сознательно воспроизводить собственное поведение на основе общепринятых моральных качеств, норм и правил, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методы нравственного воспитания

Методы нравственного воспитания – это пути и способы формирова¬ния духовно-нравственного сознания, развития мораль¬ных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

К методам разностороннего воздействия на сознание, волю и чувства относятся мето¬ды формирования сознания личности. К ним относятся объяснение, увещевание, рассказ, доклад, лекция, разъяснение, диспут, внушение, пример.

Также к методам нравственного воспита¬ния относятся методы акцен-тирования ценности, про¬буждения адекватных эмоций, ценностных сопос-тавлений. Последователь¬ность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их осознание, эмоциональ¬ное приятие, включение в систему ценностных ориентаций индивида.

Эффективным в духовно-нравственном воспитании является метод совместного поиска, ко¬торый стимулирует человека в развитии его духовной жизни. Совме¬стный поиск содержит проблемную ситуацию (па¬радокс, сомнение, тайну и т.п.), позиции, мнения, пред¬положения, кото¬рые могут помочь разрешить эту ситу¬ацию.

Одной из эффективной форм воспитания могут быть чтение и анализ художественных произведений. На примере художественных произведений можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять позитивные и негативные черты характера героев. В художественных произведениях поднимаются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и неповторимости и др. То есть, на примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отграничить положительные от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница.

Большие возможности в нравственном воспитании имеют словесные методы обучения (объяснения, беседы, рассказы и др.).

Из практических методов эффективными для решения задач по нравственному воспитанию являются практические работы, которые обеспечивают включение в реальную, связанную с жизнью деятельность.

Таким образом, обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков морального поведения. К методам нравственного воспитания относятся методы формирования сознания, методы убеждения, словесные методы, личный пример и др.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector