221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Целью нравственного воспитания является формирование у воспитанника

Цели и задачи нравственного воспитания детей
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Нравственное воспитание — комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Нравственное воспитание — комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание — комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Происходят качественные изменения личности человека. Он развивается, становится обладателем воспитанности, может полноценно включаться в окружающее его пространство.

Воспитывая детей, мы стараемся обучать их добиваться своих целей только своими силами, пользуясь лишь правильными средствами. Нравственность устанавливает границу допустимых действий, поступков, переступить через которую для воспитанного человека невозможно.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания — способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека — специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:

  • отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
  • отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
  • отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
  • отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
  • отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).

Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.

Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание — это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление — движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.

Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.

Главные задачи в формировании нравственности

Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:

  • развитие нравственного сознания — формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
  • выработка эталонов поведения.

Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

Общая задача воспитания — формирование чувства гуманности. Это совокупность качеств личности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности общества.

Задачи в педагогике делятся на группы:

  • Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
  • Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.

Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения

Дисциплинированность — характеристика нравственности, период формирования которой обычно приходится на детский и подростковый возраст. Дисциплина, культура поведения — категории, регулирующие правильность поведения в главных сферах жизни. Они характеризуются выдержанностью, организованностью, готовностью подчиняться не только личным, но и общественным целям, нормам, принципам. Дисциплинированность, культура поведения формируются через:

  • культуру речи и общения;
  • бытовую культуру;
  • культуру внешнего вида.

Воспитание нравственности ребенка — непрерывный, комплексный процесс

Специфическая черта воспитания нравственности — его только теоретически можно обособить в отдельный воспитательный процесс.

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

Воспитание нравственности начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Этот процесс не имеет явно определенных этапов.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Формы и средства воспитания

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов , выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

  • каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
  • метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
  • для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
  • метод не должен быть шаблонным;
  • применение метода должно быть тактично и опосредованно;
  • при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
  • важно предвидеть ожидаемые результаты;
  • все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу — один из возрастных кризисов маленького человека . В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей, обучающихся по учебно-методическому комплекту«Предшкола нового поколения»Составитель: Учитель предшкольного класса МОУ Цнинской СОШ№2Сарапула Н.Г.Проблема д.

Выступление составлено на основе личного педагогического опыта по проблеме формирования духовно- нравственной культуры у младших школьников в условиях модернизации начального образования.

Статья содержит краткий обзор теоретических аспектов вопроса, а также предлагает конкретные методики с опорой на практические ситуации, наиболее часто встречающиеся при взаимодействии с детьми.

Статья о возможностях работы с родителями.

Данная статья написана на основе моего опыта работы и вошла в сборник статей по духовно — нравственному воспитанию детей средствами декоративно- прикладного искусства. 2011 год.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу.

Если вы не видете будущего для своего ребенка в музыке то развивать музыкально его все равно нужно.

Вопрос 32: Раскрыть сущность и задачи нравственного воспитания. Определить пути реализации задач нравственного воспитания школьников

Будучи членами социальной системы и находясь во множестве обще­ственных и личных связей между собой, люди должны быть определен­ным образом организованы, соблюдать соответствующие нормы и требо­вания. Вот почему в каждом обществе вырабатывается большое количество разнообразных средств, правил и предписаний, функцией которых является ре­гуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности. Такую регулятивную функцию, в частности, выполняют правовые нормы, различные по­становления государственных органов, разные уставы и инструкции, указа­ния и распоряжения официальных лиц и, наконец, мораль или нравственность.

Нравственность человека — совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический харак­тер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельност 1 личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каж­дый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережли­вым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т. д. Чтобы осуществ­лять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех от­ношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

отношение к политике государства, к родине, другим странам и наро­дам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее
и личное благо, дисциплина труда);

отношение к общественному достоянию, материальным ценнос­тям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, куль­
тура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.);

отношение к себе (честность, правдивость, скромность, принципи­альность и т. д.).

Нормы и правила морали такого обязательного характера не носят и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычая­ми и традициями. Для этого в этике существуют две моральные катего­рии — добро и зло. Соблюдение нравственных требований и их поддерж­ка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и требований, отступление от них характеризуются как моральное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствий с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое пове­дение, что, одновременно, означает и ее моральное развитие.

Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное зна­чение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержа­тельной и педагогической действенности.

Таким образом, нравственное воспитание (НВ)— это целенаправ­ленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соот­ветствующих требованиям общественной морали. Как результат нравствен­ного воспитания выступает нравственность человека.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включе­ния учащихся в разнообразные виды практической деятельности и орга­низации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взгля­дов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по ус­воению правил и норм поведения.

Высший уровень сформированности нравственного сознания — убеж­дения. Сознание — наше внутреннее состояние. О росте сознания свиде­тельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная зада­ча— формирование сознания и организация контроля над ним. Это совмест­ная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:

1) Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).

2)Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).

3)Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что
такое плохо).

4)Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках).

2. Воспитание и развитие нравственных чувств — это воздействие
учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития
у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие,
ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются
методы: личный пример, внушение, совет и т. д.

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений
культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической
деятельности, а также в специально организованных видах деятельности
по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Исходя из содержания нравственных отношений ,необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, межличностного общения, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и уча­щейся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества и отражается в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование
у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

включение их в морально-гностическую деятельность по осмысле­нию сущности формируемых качеств и способов их проявления;

выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих
преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении
норм и правил морали.

НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического ас­пекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

К средствам НВ относятся общие и специфические методыи формывоспитания:

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных про­блем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

♦ Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность:
трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

♦ Создание воспитывающих ситуаций — также один из методов НВ.

♦ Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренин­ги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.

♦ Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощ­рения также способствуют выработке привычек и культуры поведения..
Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной
деятельности детей.

♦ К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков,
относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, кон­ференции этической тематики. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников. —

♦ Одним из главных методов нравственного воспитания является эти­ческая беседа.

Нравственные упражнения — это имитация ситуаций, в процессе
которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.

Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и воспитания во внеклассной и вне­школьной деятельности силами образовательных учреждений и учрежде­ний дополнительного образования; в процессе осуществления всех осталь­ных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.); в процессе межличностного общения и общественной деятельности; в процессе об­щения с природой, под воздействием СМИ и др.

Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, нали­чие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их вы­полнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, со­весть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9418 — | 7463 — или читать все.

«Реализация задач нравственного воспитания дошкольников»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 «Ладушки»

140304, Московская область, г. Егорьевск , 4 микрорайон, дом 23,

тел./факс: 8(49640) 3-26-95, ИНН/КПП: 5011019877/501101001

Выступление на Педагогическом совете

«Организация целенаправленного систематического процесса включающую в себя воспитательную деятельность нацеленную на реализацию задач по выработке нравственных категорий у дошкольников»

Тема выступления: « Реализация задач нравственного воспитания дошкольников»

воспитатель Ширяева О.Н.

В . А. Сухомлинский писал: «воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления — и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества, это комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям этого общества. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности, тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Задачи нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом

Воспитание гуманных чувств и отношений, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию, делать добро искренне и охотно.

Воспитание коллективизма — основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, таких как дружба, взаимопомощь и отзывчивость.

Формирование основ патриотизма и гражданственности — это чувство любви к близким, родному дому, в эти понятия входит ответственность, бережное отношение к историческим и культурным ценностям, сохранение и приумножение богатства Родины.

Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться — подразумевает желание и умение трудиться на благо Отечества, оказывать помощь людям старшего поколения.

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов , выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;

метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;

для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;

метод не должен быть шаблонным;

применение метода должно быть тактично и опосредованно;

при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;

важно предвидеть ожидаемые результаты;

все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Средства нравственного воспитания

литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и т.д.

Формируют у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Вызывают у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствуют формированию у ребенка уверенности в себе.

Совместная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Воспитание практики нравственного поведения.

Выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений

Активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем)

В нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому воспитательную работу необходимо строить на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Помогать родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает « желание быть хорошим» — стремление к нравственному самосовершенствованию».

Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях. Задача педагогов –охватить всех родителей воспитанников ДОУ просветительской работой.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

— приобщение родителей к педагогическому процессу;

— расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

— объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .

Цели и задачи нравственного воспитания

Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали, общественным нормам и принципам организации общности людей. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса.

Воспитывая детей, мы стараемся обучать их добиваться своих целей только своими силами, пользуясь лишь правильными средствами. Нравственность устанавливает границу допустимых действий, поступков, переступить через которую для воспитанного человека невозможно.

Цели нравственного воспитания

Цель нравственного воспитания – способствовать переходу моральных норм во внутренние личностные убеждения, установки, ценности; полное, гармоничное развитие; раскрытие материального, духовного потенциала. Оно должно не просто сформировать моральную культуру (чувства, сознание), но и вовлечь индивида в разнообразные виды, способы деятельности, раскрывающие особенности взаимоотношений.

Результатом воспитания становится становление нравственной культуры человека – специального запаса знаний, важнейших умений, необходимых навыков, составляющих весь опыт существующего общества, который отражается в понятиях, суждениях, чувствах, ценностях, оценках, а главное в культуре поведения, способности к сложному моральному выбору.

В расширенном диапазоне цели воспитания:

  • возрождение нравственных ценностей;
  • соблюдение единства воспитательных и практических задач;
  • становление основ морали и нравственности;
  • формирование гуманизма к окружающему;
  • формирование потребности самосовершенствования;
  • расширение кругозора, развитие морального суждения, обучение главным способам самостоятельного принятия решений.

Содержание воспитания

За основу нравственной культуры можно принимать следующие категории:

  • отношение к Родине, Отечеству, политике, государству. Формируемые качества: гражданственность, толерантность к другим народам, патриотизм;
  • отношение к окружающим. Качества: коллективизм, гуманность, милосердие, сочувствие, сострадание, культура общения;
  • отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность);
  • отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность);
  • отношение к природе, достояниям общества (экологическая культура, забота об окружающих вещах, бережливость).

Понятие “нравственность” очень большое, включающее в себе множество категорий, качеств личности. Оно охватывает все сферы жизни человека.

Важнейшей частью нравственной культуры является нравственное сознание – это процесс отражения всех отношений общества сознанием отдельного человека или группы, если подразумевается коллективное сознание. Мышление – движущая сила, процесс накопления опыта (отношений, ситуаций, анализ, принятие решений при необходимости выбора). Только в правильно сформированном сознании может произойти выбор решения в той или иной ситуации. Формируется оно опытным путем через угрызения совести, радость и удовлетворение от верно принятых решений.

Составляющей частью и одновременно результатом сформированного нравственного сознания становится проявление нравственных чувств, качеств. Они являются источником формирования привычек и эталонов поведения.

Главные задачи в формировании нравственности

Исходя из основной цели нравственное воспитание призвано к решению следующих практических задач:

  • развитие нравственного сознания – формирование понятий, оценок, взглядов, идеалов, идейной убежденности, мотивов высокоморального поведения;
  • развитие важнейших нравственных качеств, чувств. Включает нормы, навыки морально оправданного поведения: уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
  • выработка эталонов поведения.

Отдельной задачей выделим формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе.

Задачи в педагогике делятся на группы:

  • Направленные на общий механизм формирования важнейших качеств, чувств, сознания;
  • Направленные на формирование конкретных, востребованных обществом моральных качеств.

Первая группа задач имеет постоянный характер, вторая является подвижной. На нее влияют существующие в реальности условия жизни, политическая система, нормативные правила поведения конкретного общества на определенном периоде исторического развития. Получается на любом историческом этапе задачи воспитания несколько отличаются, а нравственные идеалы постоянно изменяются.

Воспитание дисциплинированности, культуры поведения

Дисциплинированность – характеристика нравственности, период формирования которой обычно приходится на детский и подростковый возраст. Дисциплина, культура поведения – категории, регулирующие правильность поведения в главных сферах жизни. Они характеризуются выдержанностью, организованностью, готовностью подчиняться не только личным, но и общественным целям, нормам, принципам. Дисциплинированность, культура поведения формируются через:

  • культуру речи и общения;
  • бытовую культуру;
  • культуру внешнего вида.

Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Формы и средства воспитания

Нравственное воспитание проводится через разнообразные формы, с применением различных методов, выбор которых зависит во многом от поставленных целей, возраста воспитуемого, от уровня общего развития. При выборе методов обязательно нужно руководствоваться важными принципами:

  • каждый метод должен быть гуманным, ни в коем случае не унижающим ребенка как совсем маленького, так и подростка;
  • метод должен быть реален, имеющим логичное начало и окончание, вывод;
  • для эффективности любого метода должны быть заранее созданы оптимальные условия;
  • метод не должен быть шаблонным;
  • применение метода должно быть тактично и опосредованно;
  • при выборе метода необходимо учитывать сложность формирования того или иного морального качества;
  • важно предвидеть ожидаемые результаты;
  • все методы используются не изолированно, а в комплексе с другими.

Применение методов и форм требует очень большого терпения. Нельзя сформировать все нравственные качества сразу или одно качество за несколько дней.

Нравственность в дошкольном возрасте

Ранее мы уже писали о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Чем меньше возраст, тем больше ребенок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает. Маленький ребенок как губка впитывает все, что слышит или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, природу, собственный пример.

Основные цели на этом этапе:

  • формирование основ нравственных чувств, качеств, привычек;
  • привитие гуманного отношения к природе, обществу, окружающим предметам, к каждому человеку отдельно;
  • закладка основ патриотических чувств, умения жить в коллективе, формирование трудолюбия.

При осуществлении воспитания в дошкольных учреждениях для решения поставленных задач важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности, формирование у дошкольников положительных реакций на все положительные моменты жизни воспитательного учреждения.

Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьей и коллективом. Если в учреждении образования ребенку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то скорее всего ребенок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону.

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации. Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением.

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читать еще:  Морально нравственное воспитание дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector