Ценности интеллектуального воспитания
Интеллектуальное воспитание учащихся
Интеллектуальные возможности личности — один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальное воспитание учащихся — это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего.
Интеллект, в его понимании, — это динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения.
Цель интеллектуального воспитания:
- Развитие и формирование интеллектуальных способностей.
- Развитие умений и навыков интеллектуального труда.
- Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Аспекты интеллектуального воспитания
Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика.
(за счет приобретения новых знаний, освоения разнообразных способов познания, развития критичности, доказательности и самостоятельности мышления, готовности работать в режиме творчества, выработки культуры интеллектуальной деятельности, формирование потребности в умственном труде и т.д.).
Рост индивидуального своеобразия склада его ума.
(за счет поддержки индивидуальных интеллектуальных склонностей, предпочитаемых способов обработки информации, личных житейских впечатлений и т.д.).
Специфика интеллектуального воспитания
- Создание условий для интеллектуальной самоактуализации личности в процессе обучения (в рамках позиции «каждый человек умен на свой лад»)
- Выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся (освоение разных способов кодирования информации, дифференциация и интеграция понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, рост умения работать с противоречивой и парадоксальной информацией и готовности доверять своей интуиции и т.д.)
- Индивидуализация процесса обучения с точки зрения учета индивидуальных склонностей, предпочтений, убеждений каждого ученика (шире его личного опыта)
- В интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды).
Ориентация на интеллектуальное воспитание предполагает, что в интеллектуальном воспитании нуждаются все дети, независимо от исходного уровня интеллектуального развития конкретного ребенка (то есть нужно обучать вместе разных детей, предоставляя каждому ученику возможность выбора линии обучения в условиях вариативной и обогащенной образовательной среды), тогда как ориентация на интеллектуальное развитие порождает представление о необходимости раздельного обучения детей с разным уровнем интеллектуальных способностей (в виде отбора детей в первый класс со ссылкой на сложные инновационные программы, классы со специализированным или профильным обучением, элитные частные школы и т.п.).
Ориентация на решение задач интеллектуального воспитания учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современной школы, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности, форм и методов обучения, роли школьного учебника, функций учителя.
Духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Общие задачи духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Нравственное и духовное воспитание
Ценности: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.
4. Интеллектуальное воспитание
Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
5. Здоровьесберегающее воспитание
Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание
Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества; поликультурный мир.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Ценности: красота; гармония; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.
8. Правовое воспитание и культура безопасности
Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде
9. Воспитание семейных ценностей
Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям, прародителям; забота о старших и младших.
10. Формирование коммуникативной культуры
Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.
11. Экологическое воспитание
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных.
Все направления духовнонравственного развития, воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательная организация может отдавать приоритет тому или иному направлению духовнонравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности на уровне начального общего образования.
2.3.3.Основное содержание духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Гражданско-патриотическое воспитание:
ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
первоначальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Нравственное и духовное воспитание:
первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, нравственный выбор, достоинство, любовь и др.);
первоначальные представления означении религиозной культуры в жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и российской гражданской (светской) этики, свободе совести и вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
первоначальные представления о духовных ценностях народов России;
уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
знание и выполнение правил поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о современной экономике;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Интеллектуальное воспитание:
первоначальные представления о возможностях интеллектуальной деятельности, о ее значении для развития личности и общества;
представление об образовании и самообразовании как общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека, условии достижении личного успеха в жизни;
элементарные представления о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях, инновационном обществе, о знании как производительной силе, о связи науки и производства;
первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
интерес к познанию нового;
уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям творческих профессий;
элементарные навыки работы с научной информацией;
первоначальный опыт организации и реализации учебно-исследовательских проектов;
первоначальные представления об ответственности за использование результатов научных открытий.
Здоровьесберегающее воспитание:
первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
формирование начальных представлений о культуре здорового образа жизни;
базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное время;
первоначальные представления о ценности занятий физической культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;
элементарные знания по истории российского и мирового спорта, уважение к спортсменам;
отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
понимание опасности, негативных последствий употребления психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ, бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения суицидальных мыслей.
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
первоначальное понимание значений понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе, государстве;
первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм», формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные знания о возможностях противостояния им;
первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;
первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения.
Культуротворческое и эстетическое воспитание:
первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;
первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
начальные представления об искусстве народов России;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Правовое воспитание и культура безопасности:
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
элементарные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе, городской среде, понимание необходимости их выполнения;
первоначальные представления об информационной безопасности;
представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов, телевизионных передач, рекламы;
элементарные представления о девиантном и делинквентном поведении.
Воспитание семейных ценностей:
первоначальные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества;
знание правил поведение в семье, понимание необходимости их выполнения;
представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям, сестрам и братьям;
элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.
Формирование коммуникативной культуры:
первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими;
понимание значимости ответственного отношения к слову как к поступку, действию;
первоначальные знания о безопасном общении в Интернете;
ценностные представления о родном языке;
первоначальные представления об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
элементарные представления о современных технологиях коммуникации;
элементарные навыки межкультурной коммуникации;
Экологическое воспитание:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным;
понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности;
элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды.
Программа интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц 5-9 классов «Я и Открытие»
Педагогическим советом училища № _ приказом начальника
от «____» ________ 20 ___ г. ФГКОУ «Кызылское ПКУ»
от «____» _______ 20 ___ г. №
введено в действие с __________
интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц 5-9 классов
1. Пояснительная записка
2. Концептуальные основы программы
3. Ценностные установки интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц
4. Основные принципы организации интеллектуального воспитания
5. Основные направления, ценностные основы и содержание интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц (Мероприятия по реализации направления)
6. Планируемые результаты
Экономическое, политическое, научное и культурное состояние общества определяется уровнем интеллекта людей, являющихся полноправными членами этого общества. Следовательно, интеллектуальное (развитие) воспитание, наряду с нравственным и эстетическим, является необходимым условием формирования личности, способной позитивно влиять на развитие общественной жизни. Еще в школьные годы человек должен получить четкое представление о мировоззрении, о необходимости реализовать свои способности и возможности, для чего настойчиво заниматься самообразованием, постоянно совершенствуя знания,
умения и навыки.
Программа интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц является подпрограммой Программы воспитания и социализации кадет ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище». Представленные в программе мероприятия по реализации интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц носят рекомендательный характер. Классный руководитель имеет право корректировать содержание программы, исходя из потребностей классного коллектива.
Цель интеллектуального воспитания: Развитие и формирование интеллектуальных способностей. Развитие умений и навыков интеллектуального труда. Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.
Задачи интеллектуального воспитания:
— формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;
— формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
— формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни;
— формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, людям умственного труда;
— формирование и развитие культуры умственного труда кадет и воспитанниц, культуры чтения и речи, навыков монолога, диалога, дискуссии;
— Формирование социальной и коммуникативной компетентности кадет и воспитанниц средствами учебных предметов;
— развитие памяти, воображения, внимания, представления, восприятия;
— развитие навыков самоорганизации умственной деятельности;
— развитие нестандартности, индивидуальности, одаренности обучающихся.
- Кадеты и воспитанницы 5-9 классов Классные руководители, воспитатели, педагоги-организаторы Педагоги Родители Методисты (по социальной работе) Психологи Библиотекари Медицинские работники Сотрудники училища
Сроки реализации: 2015 – 2019 годы.
2. Концептуальные основы программы
Для осуществления целей и задач по Интеллектуальному воспитанию необходима программа, цель которой – активизировать совместную деятельность педагогического коллектива школы и учащихся в данном направлении. Реализация цели зависит от скоординированного решения следующих задач: определить объем содержания интеллектуального воспитания; объединить усилия членов педагогического коллектива на реализацию программы; выявить механизм ее реализации через описание способов (средств, методов, форм и т. д.) реализации программного содержания Интеллектуального воспитания.
Программное содержание. Реализация программы по Интеллектуальному воспитанию обеспечивается, прежде всего, через четко организованный учебный процесс. Преподавание учебных дисциплин дает широкую возможность развивать умственные способности кадет и воспитанниц, интерес к мыслительной деятельности, эрудицию. Урочная система интеллектуального воспитания соединяется с системой дополнительного образования, что дает возможность существенно влиять на интеллектуальное развитие обучающихся.
Методологической основой программы являются:
1. Системно-деятельностный подход к построению воспитательного процесса, сущность которого заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Данный постулат свидетельствует о целесообразности применения системно-деятельностного подхода, потому что:
- во – первых, личность ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно – деятельностный, оценочно – результативный) в максимальной степени взаимосвязаны. Результатом его является воспитательная система училища; во – вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического воспитания; в – третьих, специально моделируются условия для самореализации личности, что способствует ее творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации отношений; в – четвертых, в процессе построения воспитательной программы формируется «лицо» училища, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов кадетского сообщества;
2. Личностно – ориентированный подход в воспитательной деятельности, сущность которого заключается в том, что он является методологической ориентацией в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
3. Средовой подход в воспитательной деятельности, сущность которого заключается в том, что методологической ориентацией в организации взаимодействия училища со средой является использование возможностей внутренней и внешней среды училища в развитии личности каждого кадета и каждой воспитанницы.
Целесообразность применения средового подхода объясняется следующими причинами:
- во – первых, училище не может оградить обучающихся от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь кадет заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая учреждение образования в культурно – духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в социуме. во – вторых, создание интеллектуальной среды училища, наполненной признанием приоритета знаний, создает условия для формирования внутренней мотивации кадет к самообразованию и самосовершенствованию.
Ценностные установки интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц:
Образование, самообразование, интеллектуальное развитие, ответственность, целеустремленность, плюрализм, творчество.
Основные принципы интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц:
Научность; доступность; реалистичность; системность; ступенчатость, технологическая оснащенность.
5. Основные направления и содержание интеллектуального воспитания кадет и воспитанниц (Мероприятия по реализации направления)
Данное направление реализуется через урочную деятельность, программу «Одарённые кадеты», деятельность Научного Общества Кадет «Эрудит», индивидуальные программы сопровождения слабоуспевающих кадет, систему дополнительного образования и систему внеурочных мероприятий. Вся работа по развитию интеллектуальной сферы кадет ведется совместно с психологами, работающими над её коррекцией и повышением учебной мотивации, проводящими диагностическую работу, позволяющую корректировать программу интеллектуального воспитания.
Формирование у обучающихся
представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального
— формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
— формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни;
— формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
— формирование дополнительных условий для повышения интереса
обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу
День российской науки;
Научно-Практическая конференция училища «Гранит науки юным по плечу»;
Участие кадет и воспитанниц училища в предметных олимпиадах, конференциях, интеллектуальных конкурсах, проектах различного уровня;
Интеллектуальные игры и викторины;
Классные часы по развитию познавательной сферы (НОТ, «Мышление», «Память», «Воображение», «Учись учиться» и т. д.);
Совместные мероприятия с библиотекой Училища и библиотеками города;
Участие в вебинарах Президентской библиотеки им. ;
Вовлечение кадет и воспитанниц в кружки и спортивные секции;
Конкурс «Кадет года»;
Реализация познавательных программ в рамках летней практики кадет и воспитанниц.
Совместная педагогическая деятельность семьи и училища:
- оформление информационных стендов; тематические родительские собрания; участие родителей в работе Родительского комитета Училища; организация конкурсов совместных проектов и научно-исследовательской деятельности; организация и проведение совместных мероприятий познавательного характера, выставок, экскурсионных походов; индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь)
Пути реализации подпрограммы «Я и Открытие»
Способы реализации программного содержания интеллектуального воспитания:
Использование традиционных и инновационных технологий в преподавании учебных дисциплин; проведение нестандартных уроков (урок-игра, урок-соревнование, урок-конференция и т. д.); проведение предметных недель и декад, Погружений, научные конференции; олимпиады, предметное тестирование; интеллектуальные игры (викторины, КВН и др.); выполнение творческих заданий (дневники читателя, сочинения разных жанров, модели геометрических фигур, сообщения, доклады, рефераты), проектов; создание профильных классов, мобильных групп, факультативов, организация консультационного аппарата; использование компьютерной информации; ведение кружковой работы; проведение различных конкурсов («Интеллектуальный аукцион», «Юный эрудит», «Кадет года» и др.); тематические вечера (встречи с интересными людьми, литературными гостями, диспуты); экскурсии в библиотеки, в музей, в ВУЗы.
научная статья по теме Содержание интеллектуального воспитания в современном образовательном процессе Биология
Цена:
Авторы работы:
САМУС ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «Содержание интеллектуального воспитания в современном образовательном процессе»
4. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Самус Елена Владимировна, учитель английского языка,
МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка, соискатель кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ
Ставропольский Государственный Университет, г. Ставрополь, Россия
В информационном обществе XXI века, происходит смена образовательной парадигмы, при которой основой современного воспитания является интеллектуальное воспитание креативной, критически мыслящей, коммуникабельной, уверенной в своих знаниях, готовой к самореализации личности.
Ключевые слова: содержание; интеллектуальное воспитание; современный образовательный процесс; познавательная деятельность.
THE CONTENTS OF THE INTELLECTUAL EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Elena Samus, the teacher of the English language Advanced Language Learning School # 1, Competitor of the department of pedagogy and psychology of higher institutes of education of Stavropol State University
Stavropol State University, Stavropol, Russia samusm@yandeх. ru
Annotation of the article: The educational paradigm is being changed in the information society of the ХХI century. In this case upbringing of the creative, sociable, self- confident, always ready to self-realization personality becomes the basis of the intellectual education.
Keywords: The contents; intellectual education; modern educational process; cognitive activity.
XXI век провозглашен международными организациями веком образования. Новые тенденции общемирового процесса развития информационного общества XXI века выдвигают научные знания на передний
план и требуют качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала каждой отдельно взятой страны. Российской системе образования предстоит сегодня решить важные задачи: подготовить научную, техническую и управленческую элиту для инновационного развития и достичь хорошего уровня массового образования. В связи с этим, в современном процессе образования остро встает вопрос о содержании интеллектуального воспитания подрастающего поколения. Целью интеллектуального воспитания становится — воспитание такого человека, который мог бы быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно, диалектично мыслить; быть ответственным в труде; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта.
Ведущими задачами воспитания в государственной образовательной политике являются: соблюдение основных гарантий прав и законных интересов; обеспечение благоприятных нормативных, экономических и иных условий для духовно-нравственного, физического, интеллектуального и психического развития, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации; самореализация личности детей в социуме; раскрытие способностей каждого ученика; воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Эти задачи предусмотрены Конституцией РФ (ст. 43); Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
В последние несколько лет в научных исследованиях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также — писателей, политиков особую актуальность приобретает проблема интеллектуального воспитания. В современной педагогической практике используются авторские концепции, которые конкретизируют, углубляют и развивают многие положения федеральных законов и программ. К ним относятся концепции Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой, И.А Зимней, И.М. Ильинского. Анализ научно обоснованного отбора содержания знаний для интеллектуального развития личности дан в методологических исследованиях Бондыревой С.К., Гребенюк Н.И., Холодной М. А.. Обновление содержания образования рассматривается Краевским В.В., Хуторским А.В., Якиманской И.С.
Зимняя И.А. в своей статье «Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода к общей стратегии воспитания» отмечает, что «содержание воспитания представлено тремя составляющими: ценностями, личностными чертами (качествами) и саморегуляцией (эмоционально-волевой), как ответом на вопрос, что воспитывается в человеке,
вообще, и в образовательной системе, в частности» [1, с.470]. Воспитание является важной функцией обучения. Задачи обучения органично связаны с задачами воспитания и соответственно задачи воспитания находят свое отражение в содержании и методах обучения, поскольку «любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием, как члена общества» [2, с.26].Особое значение в этой связи приобретает проблема интеллектуального воспитания учащихся, суть которой заключается в «обогащении ментального (умственного) опыта каждого ученика» [3, с.273].
Содержание интеллектуального воспитания зависит от конкретно-исторических условий, изменяющихся со временем целей и условий обучения. Различные эпохи и цивилизации развивающе влияют на организацию процесса интеллектуального воспитания: при обосновании содержания познаваемого знания, подборе методов и форм образования. Интеллектуальное воспитание всегда закономерно влечет за собой развитие у детей познавательной потребности, интеллектуальных способностей, глубокого эмоционального отношения и волевого напряжения к процессу и результатам получения знаний. У ребенка возрастает познавательная потребность, необходимость приобретения новых знаний об окружающем мире, жизни природы и общества. Причем удовлетворение познавательной потребности требует от ученика напряжения воли, серьезных трудовых, особенно интеллектуальных усилий. Постепенно процесс познания и трудового напряжения сливаются. Как следствие появляется любовь к интеллектуальному труду. Процесс приобретения новых знаний доставляет глубокое удовлетворение и радость, влечет за собой переживание эстетических чувств. Гребенюк Н.И. в статье «Духовность как познающая сущность человека, методологическая основа Элитарного образования и развития интеллекта человечества, определяющего высшую ступень развития духовности» отмечает, что «познавая, осмысливая свое место в мире XXI века, человек стремится познать универсальные законы бытия, духовную сущность своего интеллекта» [4, с.5]. В своем исследовании Гребенюк Н.И приходит к выводу, что «современное осмысление духовности как высшей степени одухотворенности познавательного человеческого бытия приводит к пониманию того, что интеллектуальная элита рождается из глубин духовного. » [4, с.6].
В результате интеллектуального воспитания меняется характер познавательного отношения к миру. Таким образом, содержание интеллектуального воспитания заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но, скорее, в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка, которое и выступает в качестве психологической основы интеллектуального роста личности. Проблему интеллектуального воспитания в нашей стране активно разрабатывает М.А. Холодная. На ее взгляд интел-
лектуальное воспитание это форма организации образовательного процесса, позволяющая создать условия для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка с целью подготовки его к успешной жизнедеятельности. Холодная М.А. дает следующее определение интеллектуальному воспитанию — «это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т. д., в том числе в ситуации решения учебных задач) и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т.д.)» [3, с.273]. Исходя из результатов исследования Холодной М.А, можно понять, что чем выше уровень интеллектуального развития человека, тем более субъективно богатой и, в то же время, объективированной является его индивидуальная «картина мира».
Актуальность проблемы интеллектуального воспитания обусловлена возрастающей потребностью общества в гармоничном развитии личности. Это подтверждается законом «Об образовании» (72) РФ, определяющим ориентацию содержания современного образования на обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации. В качестве таких условий предполагается формирование у ребенка базовых интеллектуальных качеств, таких как: компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума [5].
Следовательно, в понятие интеллектуальное воспитание включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг. Целью интеллектуального воспитания является развитие гармоничной интеллектуально образованной личности. Для достижения поставленной цели можно сформулировать следующие задачи: 1) «формирование у школьников способности к умственному труду» [6, с.55]; 2) развитие у учащихся самостоятельности мышления и творческой самореализации; 3) формирование эмоционально-ценностного отношения к миру через организацию познавательной деятельности; 4) «создание условий для развития и сохранения уникальности ума каждого школьника» [7, с.261]; 5)«формирование го
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Пoхожие научные работы по теме «Биология»
ВАРФОЛОМЕЕВА ЗОЯ СЕМЕНОВНА, ПОРТНОВ ДАНИИЛ ОЛЕГОВИЧ — 2011 г.