221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ценности современного воспитания

Ценности воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К.С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И.А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

С каких ценностей начинать воспитание: российских или общечеловеческих? Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими. Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе воспитания. (Интернет журнал «Эйдос»).

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Заключение

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2001. — 304 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г. Крысько. — М, 2004. — 336 с.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. — М, 2003. — 332 с.

4. Психология и педагогика / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. — М, 2002. — 585 с.

5. Снопова Т.К. К вопросу о приоритете духовных ценностей в современном воспитании школьников / Т.К. Снопова // Сибирский учитель. — 2006. -№ 2. — С. 28-29

Читать еще:  Экологическое воспитание википедия

6. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — 7-изд. — Минск, 2002. — 560 с.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 3110 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные ценности в воспитании детей.
консультация по теме

Основные ценности в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_tsennosti_sovremennogo_vospitaniya_no1.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Основные ценности современного воспитания

Представления о ценности образования базовых ценностях общества

В зависимости от ответа, который дается человеком или — более широко — обществом о смысле человеческого существования, формируется и представление о ценности образования как одного из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла человеческой жизни.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:

это ценности образования как ценности государственной;

как ценности общественной;

как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Увидеть тесную связь образования и приоритетных ценностей общества можно на примере «культуры полезности» и «культуры достоинства», понятий, введенных известным психологом А.Г.Асмоловым. Культура полезности, или культура, ориентированная на полезность как базовую ценность общества, имеет «единственную цель. — воспроизводство самой себя без каких-либо изменений… образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

По его мнению, оппозицией такой культуре, такому устройству общества представляет новый тип культуры, ориентированной на достоинство. «В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет».

Очевидно, что культура достоинства требует новой парадигмы образования — образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления.

Ценности образования в российской педагогической школе

Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом — педагогическим идеалом — был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. В педагогических размышлениях философов дореволюционного периода ценность личности превалировала над ценностью общества, нации, государства (Н. Бердяев, С. Булгаков, Н.Лосский). Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности.

Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком.

В настоящее время идею ценностного подхода связывают с гуманистической парадигмой образования, для которой характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях. Понятие гуманизм (от лат. Humanus — человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.

Вышеуказанное не означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства (как отражение базовой ценности культуры полезности) то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала (как отражение зарождающейся культуры достоинства).

Таким образом, образование тесно связано с особенностями человеческого существования и имеет несколько разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества.

Проблема ценностей привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказывали ведущие российские ученые Б. С. Гершунский, Н.Д. Никандров, М. В. Богуславский, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова и др. Предельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. КараковскиЙ. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир.

Иной набор ценностей у авторов «Прогностической концепции целей и содержания образования»: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и в мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь, гуманистическая направленность научно-технического прогресса.

Процесс развития (расширения) сознания человека и соответствующего изменения его ценностных ориентации проходит следующие стадии:

5-й уровень — универсальные ценности (душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние и т. п.);

4-й уровень — общечеловеческие ценности (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманизм, согласие и др.);

3-й уровень-общественные, гражданские, национальные ценности;

2-й уровень — семейные (родственные) ценности;

1-й уровень — эгоцентрические ценности, самоутверждение.

Под ценностными ориентациями понимаются важнейшие элементы внутренней структуры личности, подкрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие важное, существенное для человека от несущественного.

Базовые ценности воспитания — самореализация, автономность, удовлетворение, польза, откровенность, индивидуальность.

Образование имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.

Конкретизация целей обучения (образования) предусматривает три уровня: политический, на котором цели понимаются как общественная цель, государственная политика а области образования: административный — цели понимаются как стратегия решения значительных образовательных задач (на уровне региона, учебного заведения): оперативный, на котором цели формулируются хак оперативные задачи реализации учебного процесса в определенной группе, с имеющимся составом обучаемых.

Цели образования определяются с различной степенью обобщения и детализации. Если на политическом и административном уровнях обходятся лишь общей констатацией сформулированных намерений, и этого достаточно, го на оперативном (преподавательском) уровне цели задаются конкретно. При этом необходимо, чтобы они были реальными, четко определенными и дифференцированными настолько, чтобы без лишних пояснений было понятно, что предусматривает определенная цепь. Такое задание конкретных цепей называется диагностическим. Оно открывает дорогу для определения и измерения достигнутых результатов.

Цели образования распределяются на ряд задач:

— удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

— обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями:

— формирование научного миропонимания, политической, экологической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

— выработка у молодежи патриотизма, осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, участия в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Функции национальных ценностей Их также необходимо отметить вниманием. Как уже было сказано ранее, функций у ценностей множество. Но если говорить об образовательной сфере, то выделяется лишь несколько наиболее важных. Базовые национальные ценности в творчестве являются тем, что на высоких моральных основах объединяют все этносы, проживающие на территории РФ. Они объединяют в себе всё минувшее, настоящее и будущее нашего народа, а также ориентируют учащихся на профессиональное самоопределение. Воспитание детей с учётом национальных ценностей подразумевают специально организованный процесс становления гражданина Российской Федерации. Который помогает учащимся сформировать свою личность самостоятельно. В свою очередь педагог, занимающийся национальным воспитанием детей, должен опираться на свой передовой опыт, конструированный на основе научных и эмпирических знаний. О патриотизме В процессе формирования национальных ценностей каждому ученику необходимо помочь осознать то, что он является частицей своего народа и нации. При чём тут патриотизм? При том, что он является огромной духовной силой, способной укрепить энергию каждого индивида и объединить его с устремлением всего государства и народа. Но патриотизм не должен быть слепым. Это также важно донести до учащихся. Люди не рождаются патриотами, но они могут им стать. После того как они открою для себя правду о своём народе, убедятся в неисчерпаемых возможностях нации, изучат историю и героическое прошлое. Всё перечисленное помогает понять, что кроется в таком понятии, как нация. А это в первую очередь дух. И понимание своего собственного назначения и роли в истории. Именно на основе национальных традициях развивается духовность. Именно поэтому патриотичное воспитание личности крайне важно. И имеется в виду не только привитие любви к Отечеству. Огромное значение имеет уважение к своему региону, городу, языку. Мало того, любовь и почитание своей малой Родины более ценно и возвышенно, чем то же самое, касающееся всего Отечества в целом. Вопрос индивидуальности Воспитание с учётом национальных ценностей важно, но многообразие способов восприятия и интересов приводит к большому разбросу оценок. То, что для одного члена общества является чем-то весомым, для другого может не иметь и вовсе никакого значения. Об этом необходимо помнить. И с учётом этой особенности в обществе формируется такая система ценностей, которая может называться компромиссной. Ярким примером может считаться предмет религиоведение в школах разноконфессиональных регионов. В рамках которого изучается не только христианство, но ещё ислам и другие вероисповедания. В данном случае принимаются во внимание интересы православных учеников и мусульман. Это отличный пример совокупности определенных моральных норм. Которая способствует формированию внутреннего стержня культуры общества. Нравственность Что ж, как можно было понять, национальные ценности очень многообразны. И в связи с этим нельзя не упомянуть тему, касающуюся толерантности. Учитывая многообразность межкультурного взаимодействия очень важно привить каждому подрастающему члену обществу терпимость к иным ценностям, образу жизни, традициям и поведению. Ученики на базе своих «родных» ценностей должны овладеть основами этнокультуры в комплексе её разновидностей. И не может не радовать то, что сегодня, за счёт практико-ориентированного учебно-воспитательного процесса, это удаётся. Уровень этнокультурных знаний современных учеников и студентов значительно увеличивается. В этом позволяет убедиться наша действительность. И, кстати, к данной теме проявляет интерес немалое количество детей, подростков и юношей. Есть ежегодный Всероссийский конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве», в котором с удовольствием принимают участие представители подрастающего поколения со всех регионов нашей страны. И это даёт надежду на то, что со временем образованных и глубоко нравственных людей в обществе станет больше.

Ценности воспитания

Выступление на педагогическом совете. Ценности современного воспитания в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Ценности воспитания»

Ценности современного воспитания

Если думаешь о завтрашнем дне — сей зерно,

Если на 10 лет вперёд — сажай лес,

Если же на 100 лет — воспитывай детей.

Воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности.

Современная жизнь обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления, когда культ денег и культ культуры несоотносимы друг с другом. Рост потребительской психологии сопровождается серьёзными экологическими проблемами, стремительным сокращением природных ресурсов.

Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, проституции, наркомании, беспризорности (в мире-10млн беспризорных детей, каждый 10-ый в России).

Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».

В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов педагоги испытывают трудности в организации воспитательной работы с детьми, так как привычные схемы воспитания «не работают». В результате наблюдаются процессы отчуждения школы от проблем ребёнка, тем самым усиливая его социальное одиночество.

Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей — дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних факторов:

1.Нельзя не учитывать представления мирового сообщества об облике человека современного общества.

Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.

В отчёте ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» даётся новое понимание качества образования. Новое качество образования базируется на четырёх основаниях:

Учиться знать – подразумевает ежедневное конструирование обучающимися собственного знания;

Учиться делать – подразумевает практическое применение полученного знания;

Учиться жить — акцентирует внимание на умении жить вне любой дискриминации с целью собственного развития, своей семьи и своего сообщества;

Учиться быть — фокусируется на развитии потенциала каждого человека.

2.При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его.

3.Следует учитывать то, что изменились сами дети, а также и взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, — эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.

4.Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса.

5. Наконец, нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, поездки за рубеж, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов множеством политических партий, влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.

Ориентация на оценивание воспитательных результатов по количеству мероприятий и участию в них образовательных учреждений уводит педагогов – воспитателей в организационную деятельность, а не в отработку технологий индивидуального сопровождения развития ребёнка.

Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).

Сегодня дети не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были и будут возникать у ребят. Новое поколение в ситуации стремительных преобразований не может найти правильного, адекватного решения своих проблем. Взрослые, безусловно, должны помогать реагировать на изменения внешнего мира. Однако проблема усугубляется тем, что взрослые сами еще не успели приспособиться ко всем новым веяниям современности.

Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.

Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо обозначить, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Основные идеи системы воспитания:

• Идея развития. Основной смысл воспитательной работы — развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.

• Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.

• Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и учителей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.

• Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.

• Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.

• Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.

Отсюда первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников.

Методы воспитания в начальной школе

Методы воспитания применительно к школьной практике – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются.

В педагогической практике наиболее востребованной является классификация Г.И. Щукиной, в основе которой лежит единство целей и содержания воспитания.

1) Методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений — разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж).

2) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу – упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение).

3) Методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом – соревнование, поощрение, наказание)

4) Методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности – личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка)

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. Невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной, целенаправленной деятельности.

Непременное условие эффективности упражнений – создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений. Для воспитания культуры поведения у младших школьников можно использовать ориентировочный план прогрессивных упражнений.

Хорошие результаты дает метод поручений – с его помощью детей приучают к положительным поступкам: посетить больного товарища, помочь ему в учении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. Поручения даются и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, поручают выполнить задание, требующее точности и пунктуальности, и т.п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.

Поощрение – положительная оценка действий воспитанников, закрепляющая их навыки и привычки. Поощрение, основанное на возбуждении положительных эмоций, вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды его весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения – кто есть кто. Им в высшей степени присуще стремление к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, которую он реализует, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты его на длительное время закрепляют статус ребенка в коллективе.

Воспитание детей в начальной школе – это:

Воспитание в процессе обучения: предметы обобщающего компонента (расширение интеллектуального уровня), факультативные занятия (развитие познавательных интересов), общеобразовательные предметы (повышение образовательного уровня). Внеурочная воспитательная работа: КТД (развитие творческих способностей), часы общения (этическое воспитание), группы продлённого дня (организация полезного досуга). Внеклассная работа: кружки (этическое воспитание), спортивные секции (укрепления здоровья, физическое развитие). Внешкольная воспитательная работа: библиотека (воспитание познавательной активности). Семейное воспитание: оказание помощи родителям в организации семейного воспитания, достижение нравственного и педагогического единства школы и семьи, воспитание детей.

Внеурочная воспитательная работа в начальной школе проводится по таким направлениям как:

Каждому из направлений соответствуют мероприятия проводимые не только в классе, но и в начальной школе и школе в целом, где активное участие принимают как ребята, так и родители.

Духовно-нравственное: организация экскурсий в музей, библиотеку, музей заповедника; участие в выставках рисунков, поделок. Проведение тематических классных часов, бесед.

Общекультурное: беседы, экскурсии.

Социальное: беседы, экскурсии, прогулки, участие в конкурсах, в акциях.

Общеинтеллектуальное: предметные недели, конкурсы.

Спортивно-оздоровительное: походы, «День здоровья», «Весёлые старты», беседы по охране здоровья.

Одной из главных составляющих успеха воспитательного процесса в школе является тесное сотрудничество классного руководителя и родителей. Родители и педагог – воспитатели одних и тех же детей, и успех определен, если они станут союзниками.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Педсовет « Ценности современного воспитания: проблемы, поиск, опыт»

Педсовет « Ценности современного воспитания: проблемы, поиск, опыт»

Вопросы для обсуждения на педагогическом совете:

1. О приоритетах воспитания в системе образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

2. Воспитание гражданственности, патриотизма. Из опыта работы.

3. Воспитание нравственных чувств, этического сознания. Из опыта работы.

4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. Из опыта работы.

5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Из опыта работы.

6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Из опыта работы.

7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному. Из опыта работы.

8. Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя и педагога – предметника?

Вопросы для обсуждения на ШМО:

Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя и педагога – предметника?

О приоритетах воспитания в системе образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

, зам. директора по ВР

Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся» носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательным при организации воспитательного процесса является ориентирование деятельности на определенные в «Примерной программе» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности» национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, а также основные направления воспитания и социализации, сформулированных в данных документах.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Правительство приоритетами воспитательной деятельности в системе образования считает:

· обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодежи; защита детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; профилактика вовлечения детей и молодежи в деятельность экстремистских организаций;

· формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности человеческой жизни, толерантного отношения к людям и окружающему миру, внутреннего и внешнего непринятия действий и влияний, представляющих угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умения им противодействовать;

· социально-педагогическая поддержка готовности и способности к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, развитию совести, способности давать нравственную самооценку поступкам;

· воспитание семейной культуры: осознание безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

· патриотическое воспитание: принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, готовность к укреплению национальной безопасности; знание и уважение истории семьи, родного села, города, области; понимание ценности и значения грамотного владения русским языком;

· формирование культуры межнациональных отношений, уважение к представителям иных культур и национальностей, понимание мира как единства в многообразии проявлений;

· трудовое воспитание: развитие трудовой этики, уважения к результатам труда; мотивация творчества и созидания, готовность и способность к непрерывному образованию; профессиональная ориентация.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Реализация содержания гражданского и патриотического воспитания предполагает формирование у воспитанников и обучающихся ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны; уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга; опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских проявлений и негативного отношения к асоциальным проявлениям, чувства ответственности за свои поступки.

Актуальной сферой социальных инициатив учащихся основной школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории края, помощи в восстановлении памятников культуры; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности.

Воспитание нравственных чувств, этического сознания, стремления к духовному развитию. Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; толерантность, честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

В процессе нравственно-этического воспитания необходимо формировать у обучающихся и воспитанников готовность к нравственному выбору, стремлению к нравственному самосовершенствованию, осмыслению нравственных основ межличностных отношений; расширять нравственный опыт, содержание нравственно-этического диалога; формировать нравственные идеалы, подкрепленные яркими примерами, образами из современной жизни, литературы, истории; стимулировать социальные инициативы учащихся, направленные на реализацию нравственной позиции, ценностных установок личности в социальной практике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни. Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Спецификой трудового и экономического воспитания учащихся основной школы должно быть создание условий для интенсивного расширения у воспитанников и обучающихся личного опыта участия в трудовой деятельности, представлений о сферах профессиональной деятельности, стремления к профессиональному самоопределению и подготовке к профессиональной деятельности, уважения к людям труда, предоставления подросткам образцов трудолюбия, ответственного и творческого отношения к труду, интереса к трудовым достижениям соотечественников и современному экономическому развитию страны. Социальные инициативы учащихся школы в контексте задач трудового воспитания заключаются в создании школьных музеев героев труда, презентации трудовых достижений своей семьи, жителей своего города, проведении трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности; проектов, открывающих мир профессий; подготовки к профессиональной деятельности, сотрудничества с коллективами производственных предприятий.

В целях воспитания у обучающихся и воспитанников сознательного отношения к учению, развития творческой познавательной активности и культуры умственного труда необходимо акцентировать внимание на создании условий для практической реализации приобретаемых знаний, умений, навыков; стимулировании проектных инициатив познавательного исследовательского характера; востребованности интеллектуального потенциала личности учащихся в системе внеурочной творческой деятельности; расширении представлений о деятелях науки; уважении к труду учителя, истории своей школы, необходимости заботы о ветеранах педагогического труда. Пространство социальных инициатив учащихся в контексте задач формирования у них ценностного отношения к образованию определяется расширением сферы исследовательских проектов, как в рамках различных образовательных программ, так и в контексте социального творчества; расширения направлений познавательной деятельности в сфере дополнительного образования, сотрудничества школы с высшими и средними специальными учебными заведениями. Социальные инициативы обучающихся в данном контексте могут включать создание книги «трудовых достижений», презентации образовательного маршрута своей семьи, проведении конкурсов знатоков и интеллектуальных марафонов различного содержания, создание галереи портретов выдающихся ученых, презентации своего города как города «людей труда», проведение путешествий в страну знаний для младших и др.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье духовное, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), здоровье физическое, активный, здоровый образ жизни.

Особое значение в формировании у подростков культуры здоровья имеет содействие развитию у них личной позиции, готовности к принятию самостоятельных решений в пользу ценности здоровья, расширению позитивного опыта физической культуры, возможности участия в различных видах спортивных состязаний, деятельности спортивных секций, стимулирование подростков к физической активности.

Актуальным содержанием социальных инициатив обучающихся и воспитанников в сфере воспитания культуры здоровья являются проекты, направленные на благоустройство спортивных объектов, инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций; изучение истории олимпийских игр; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные путешествия познавательного и творческого содержания; создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания; проведение презентаций видов спорта; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Ведущее место в экологическом воспитании подростков занимает содействие интенсивному расширению у них позитивного опыта решения экологических проблем, профилактика пессимистического отношения к перспективам развития экологической ситуации, стимулирование экологических инициатив подростков, участия в деятельности детских экологических организаций, акциях, экологически ориентированной творческой деятельности, содействие постижению эстетической ценности природы и потребности в общении с ней; развитию эмоционально-нравственного отношения к природе, осмыслению норм экологической этики.

Актуальной сферой экологических инициатив детей и подростков являются проекты, направленные на решение доступных экологических проблем в ближайшем окружении, развитие экологической культуры личности. Содержанием экологических проектов учащихся основной школы является изучение и развитие этнокультурных традиций, бережного отношения к природе, экологической этики, создание Красной книги своего региона или «Жалобной книги природы», реализация проектов «Мои четвероногие друзья», «Птичья столовая», изучение и развитие экологического движения, участие в акциях Всемирного фонда охраны дикой природы, акциях в День Земли, творческие проекты «Природа в изобразительном искусстве, поэзии, музыке»; проектов «Экология города», «Природа, опаленная войной», создание экологического пресс-центра, школы экологической безопасности и др.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Приоритетную роль в эстетическом воспитании приобретает создание условий для расширения опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, системного восприятия культуры, сотрудничество профильных объединений подростков с учреждениями культуры, социальные инициативы подростков в сфере культуры, системное участие подростков в художественном творчестве, литературных и музыкальных мероприятиях, эстетика повседневной школьной жизни. Примерным содержанием социальных инициатив учащихся в контексте задач эстетического воспитания является инициирование творческих конкурсов, проекты в сфере литературного краеведения, создания художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок, проведения музыкальных фестивалей, а также проекты, направленные на украшение повседневной школьной жизни.

Результаты анкетирования-« Какие наиболее значимые ценности у наших старшеклассников»

l Взаимоотношения в семье, справедливость

l Учеба, здоровье, свобода, дружба

l Честь, совесть, карьера, счастье, заработок

l Взаимоотношения с одноклассниками, учителями, покупка вещей, коллективизм

При определении приоритетных направлений и содержания воспитательной деятельности необходимо руководствоваться следующими федеральными и региональными законами:

— Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 01.01.01 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года

№ 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы»;

— «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

— Конституция Российской Федерации

— Закон Российской Федерации «Об образовании»

— Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×