221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Условия эстетического воспитания

Условия и средства эстетического воспитания

1.Это среда, в которой живет и развивается ребенок.

Если ребенок с детства видит красивую обстановку, слышит красивую речь и т.д., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму.

2.Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания. Если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка., внешний вид человека.

3. Средством эстетического воспитания является природа. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует её «воспитательные возможности» и делает её наглядной для ребенка.

4. Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

5. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все выше названные средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры.

Методы эстетического воспитания.

Ведущими методами для решения задач первой группы эстетического воспитания являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Необходимо находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания.

3.театрализованные игры и игры-драматизации.

4.проаздники и развлечения.

5. совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9217 — | 7813 — или читать все.

Эстетическое воспитание и способы организации

Понятие и сущность эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие у ребенка способностей видеть красоту в окружающем мире и произведениях искусства, а также умения ее создавать.

Цели эстетического воспитания:

  • развитие у ребенка готовности к восприятию, оценке и освоению различных эстетических объектов, как в искусстве, так и в повседневной жизни;
  • формирование эстетического сознания и культуры;
  • способствовать гармоничному развитию личности ребенка;
  • формирование творческих навыков эстетической направленности.

Задачи эстетического воспитания, определяются поставленными целями и возрастом детей, делятся на четыре блока:

  • 1 блок. Развитие эстетической восприимчивости, создание запаса эстетических образов, формирование эстетических чувств, эмоций и интересов.
  • 2 блок. Формирование элементарного эстетического сознания.
  • 3 блок. Освоение эстетической действительности, посредством развития эстетического и художественного восприятия.
  • 4 блок. Развитие эстетических и творческих способностей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Условия организации эстетического воспитания

Основные условия организации эстетического воспитания детей:

  1. Создание условий, способствующих организации восприятия у ребенка.
  2. Организация и насыщение окружающего пространства (объекты для изучения и созерцания).
  3. Профессиональное и педагогически грамотное руководство эстетическим воспитанием детей.
  4. Организация такого вида деятельности, который способен вызвать интерес со стороны ребенка, а также направлен на выражение ребенком своих творческих мыслей и чувств.

Немаловажным условием организации воспитательного процесса является соблюдение и учет возраста ребенка. Принято выделять следующие уровни эстетического воспитания детей, в зависимости от их возраста:

  • Первый уровень (2-3 года). Ребенок эмоционально реагирует на яркие картинки, предметы и т.д. В этом возрасте мотив действий ребенка основан на его житейском опыте.
  • Второй уровень (4-5 лет). Ребенок начинает не просто видеть, а понимать и осознавать элементарные эстетические качества предмета или действия. Дети испытывают элементарное эстетическое наслаждения от просмотра картин, прослушивания музыкальных произведений и т.д.
  • Третий уровень (6-7 лет). На данном уровне дети способны воспринимать больше, чем они видят во внешнем проявлении предмета или действия, то есть они осознают внутреннюю эстетическую красоту.
Читать еще:  Содержание нравственного воспитания дошкольников

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Формы организации эстетического воспитания

Процесс эстетического воспитания тесно связан со всеми сторонами воспитательного процесса в целом, исходя из этого, педагогами используются разнообразные формы организации:

  1. Игры. В осуществлении эстетического воспитания игры занимают ведущее место, так как именно в игре наблюдается интеграция всех видов искусств и разнообразных видов детского творчества.
  2. Занятия. Для эстетического воспитания детей педагогами организуются разные виды занятий. Наиболее эффективными являются лепка, рисование, аппликация. Именно во время данных занятий ребенок может проявить свои творческие способности. В целом же педагог должен в рамках каждого занятия уделять внимание эстетическому воспитанию детей.
  3. Выставки детских работ. Все дети очень трепетно относятся к продуктам своей деятельности, именно поэтому важно делать выставки с детскими работами (фигурки из пластилина, рисунки и т.д.). Во время таких выставок дети могут оценить свою работу со стороны, сравнить разные работы, все это побуждает их стремиться к лучшему, стараться выполнять работу аккуратно и красиво.

Экскурсии. Во время экскурсий дети имеют возможность познакомиться с красотой природы и ее явлений. Важным моментом является правильность подготовки и проведения экскурсии. Для этого педагог должен соблюдать следующую последовательность ее разработки и организации:

  • подготовка педагога и детей (постановка цели и задач, подбор необходимого оборудования и т.д.);
  • подбор актуальных и соответствующих методов и приемов организации;
  • планирование разнообразной художественно-эстетической деятельность детей во время экскурсии и после нее.

Праздники и развлечения. Данная форма организации воспитательного процесса является одной из самых привлекательных для детей. Проведение праздников и развлекательных мероприятий необходимо осуществлять не чаще, чем два раза в неделю. Содержание развлекательных мероприятий и праздников разнообразно и насыщено, тематика подбирается педагогом в соответствии с временем года и календарными праздниками.

В рамках ДОО праздники и развлекательные мероприятия осуществляются в виде утренников, которые по организации подразделяются на четыре формы:

  • Первая форма – «затейничество». В основе данного утренника лежит определенный сюжет, идея или «затея».
  • Вторая форма – концерт. Чаще всего это концерты самодеятельности, где выступают дети, показывают свои таланты и возможности.
  • Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета.
  • Четвертая форма – фольклорные праздники. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар.

Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов и форм организации эстетического воспитания. Все они опираются на возраст детей, их возможности и потребности в эстетических знаниях. В процессе организации эстетического воспитания педагоги используют одновременно несколько методов и форм, так как их комплексное сочетание способствует достижению поставленной цели воспитания. Верно организованный, с педагогической точки зрения воспитательный процесс, будет не только познавательным, но и интересным для детей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Условия и средства эстетического воспитания

Юлия Пусева
Условия и средства эстетического воспитания

Условия и средства эстетического воспитания.

Для воспитания эстетического восприятия в ДОУ необходимы определенные условия. Если среда, в которой живет и развивается ребенок, эстетична, если ребенок наблюдает за культурными отношениями между людьми, слышит правильную, красивую речь, то воспринимать эту среду он будет как норму. Порядок в доме, аккуратность в одежде, красивые предметы быта вызывают положительные эмоции.

Из наблюдений в ДОУ: если на стол перед детьми поставить одинаковую посуду, обычные карандаши для рисования или другие предметы быта, а одному ребенку поставить особенно украшенную посуду или карандаши в красивой коробке, то дети это заметят и у них возникнет потребность иметь такую же посуду, карандаши и так далее.

В эстетике быта должна присутствовать доброжелательная, интонационно богатая речь взрослых. Непривычные слуху детей слова будут вызывать интерес и развивать красоту языка.

Из наблюдений в ДОУ: воспитатель изо дня в день приходит к детям в одной и той же одежде, но стоит ему чуть изменить своему стилю в одежде, дети тут же отмечают это словами «вы красивая», «у меня тоже красивое платье», «моя мама тоже красивая». Тем самым дети стремятся подражать взрослому, стремятся к эстетическому комфорту в собственном внешнем виде. Необходимо проговаривать цели и конечный результат в совершении определенных действий, связанных с эстетикой быта, вслух анализировать свои действия и поступки детей.Например: «Миша, давай причешемся после сна, ведь не только девочки должны выглядеть опрятно!», «Ребята, как аккуратно вы поставили игрушки на место, посмотрите, как уютно теперь в комнате!»

Необходимым средством эстетического воспитания является наблюдение за природой. На прогулках важно обращать внимание детей не только на сезонные или погодные явления и изменения, но и на такие нюансы, как блеск росы на траве, необычно изогнутую ветку дерева, яркость красок цветов, как сказочно хрустит снег или как успокаивающе шумит дождь. Необходимо закреплять увиденное словами поэзии.

Еще одним средством эстетического воспитания является искусство: изобразительность, музыка, литература, театр. Особенно чувствительны дети к музыке. Ведь еще в утробе ребенок реагировал на разные звуки. Через мелодию колыбельной младенец начинает реагировать и чувствовать мир.

Увлечь детей художественной деятельностью не составляет особого труда. Стоит только начать взрослому расставлять краски на рабочие столы, как дети начинают оживляться, подбегать с вопросами «а что мы будем делать?», «можно я помогу?», «я хочу вот эти краски», «дайте мне самую тоненькую кисточку».

Все эти средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство – эффективны сами по себе и во взаимосвязи. В непосредственной образовательной и совместной деятельности необходимо использовать правильное их сочетание.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация группы «Капелька» В нашей группе для развития и воспитания детей создана удобная, информационная развивающая среда, обогащающая детей новыми знаниями и впечатлениями,.

Средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание вносит важный вклад в реализацию всех видов воспитания, оказывает формирующее влияние на становление личности, закладывает основы нравственности. Познания о природе и обществе тоже не были бы такими полными, не пройди они сквозь призму эстетического восприятия.

Среди средств эстетического воспитания выделяют три взаимозависимых группы:

  1. Окружающая среда. Сюда относятся эстетика быта в семье, детском дошкольном учреждении, красота природы, гармоничные отношения среди членов групп, где существует ребенок.
  2. Искусство, все его формы.
  3. Личная творческая, художественная деятельность малышей, не ограничивающаяся одной сферой.

Значение взаимодействия учителей и родителей

Новую воспитательную философию, утверждающую главенство родительской ответственности над ответственностью педагогов школьных и дошкольных учреждений, нельзя назвать такой уж новой. Семья всегда определяла личность, дальнейший ее жизненный путь. Просто на то время, когда провозглашалось главенство общественного над личным, об этом старались забыть. Сейчас вернулись к пониманию, что социальные институты лишь поддерживают и продолжают закладываемые в семье характер, модели поведения, вкусы.

Первый социальный институт, детский сад, становится центром, который сотрудничает с другими педагогическими, культурными заведениями, вовлекает родителей в образовательный процесс. Едва наметившиеся проблемы проще решить через семью, используя дифференцированный подход.

Семья – главный фактор эстетического воспитания

Специфическое воздействие семейного коллектива – обязательное условие всестороннего и своевременного развития личности. Расширяется постепенно кругозор малыша, приобретается первый опыт, осваиваются первые трудовые навыки, приобретается умение организации досуга, воспитывается будущий семьянин.

Эстетическая восприимчивость закладывается уже в те моменты, когда грудничок видит лицо мамы, протягивает ручки к яркой игрушке, пританцовывает при звуках ритмичной музыки. Обвиняя взрослых детей в черствости, эмоциональной невосприимчивости родители забывают, что когда-то не отреагировали на восторженные восклицания ребенка по поводу вспорхнувшей бабочки, не остановились полюбоваться цветком, не заострили внимание на жизни муравейника.

Эстетическая восприимчивость развивается, когда родители привлекают внимание малыша облачком на небе, цветом листьев на дереве, праздничным оформлением городских улиц. Сегодня ребенок выбирает чашку по цвету и узору, старается не разбить. Завтра он будет избирателен ко многим «взрослым» вещам и явлениям, сможет аргументировать свой выбор, дать им эстетическую оценку. Продуманная организация творческих занятий – то, что доступно отцу, матери, станет в будущем прочным фундаментом личности.

Основные средства и составные части эстетического воспитания

В общей системе разнонаправленного развития индивидуальности эстетическое воспитание выявляет отдельные элементы и делает их средством эстетического воздействия. Интеллектуально-речевая деятельность характеризуется красотой искусства слова. Красота трудовой деятельности подчеркивается высотой целей, процессом и результатами работы, гармоничными отношениями, возникающими в процессе труда.

Нравственно-правовая реализация человека берет начало в прекрасных идеалах, закрепляется через благородные устремления, устоявшиеся нормы поведения. Воспитание школьников средствами искусства проходит через художественные образы, гармонию звуков. Физкультура, танцы углубляют познания о человеческом теле, дают понятия о гигиене.

Эстетика быта

Все, что окружает детей с первых лет, имеет большое влияние. Красивый, удобный интерьер, гармония цвета, стиль помещения формируют сознание малыша, откладываются в памяти. Дома или в детском саду каждый из предметов должен иметь свое место. Воспитателям нужно обращать внимание на чистоту, красоту, которую дарят цветы и картины. Попытки малышей украсить комнату самостоятельно приветствуются. Красивые вещи вокруг нужно не только научиться видеть, но и ценить, сохранять.

Оформление помещения для детей должно отвечать следующим требованиям:

  1. Обстановка подчиняется соображениям целесообразности и практической пользы.
  2. Поддерживается чистота, простота, гармоничное сочетание вещей, обстановки.
  3. Цвета и свет гармонируют или создают контраст, необходимый для выделения, подчеркивания каких-либо предметов.
  4. Компоненты интерьера составляют единый ансамбль.

Природа – мощное средство эстетического воспитания

Имея тесный контакт с природой и ее явлениями, дети постигают гармонию. Природа сама создает красоту, на примере которой творят художники и композиторы.

Воспитатель помогает увидеть прелесть капли росы или красок заката. Главное – найти те слова, которые западут в душу ребенка. Здесь важно умело использовать примеры из художественных произведений. Экскурсии, проведенные в живописных уголках, запомнятся надолго, внесут свою лепту в воспитательный процесс.

Труд как средство эстетического воспитания

Общественная жизнь и труд родителей, знакомых – это то, с чем дети постоянно сталкиваются. Обращая внимание на труд строителей, ребята учатся у них слаженным действиям. Рассказ о работе моряков, летчиков или учителей восхищает, рождает желание подражать.

Посредством экскурсий, через игру дети накапливают чувственный опыт, сопоставляют, обобщают, учатся ценить красоту труда, благородство людских взаимоотношений, заставляют понять важность товарищества, проявлять заботу о близких.

Осмыслить преобразующую силу труда детям помогают наглядные примеры того, как из природных материалов мастера производят одежду, жилье, вкусную еду, создают более удобную среду, украшают быт.

Значение народного искусства в воспитании дошкольников

Важным условием и средством эстетического воспитания выступает народное искусство. Оно объединяет устный фольклор, музыкальное творчество, изобразительное искусство.

С первых лет ребенка сопровождают народные сказки, колыбельные. Эмоциональную отзывчивость углубляют музыкальные произведения. Народное искусство помогает познакомиться с традициями, особенностями быта своей нации, приобщиться к культуре.

Загадки помогают развитию мышления, учат анализировать. Танец прививает пластичность, координацию. Сказки воспитывают, знакомят с историческим прошлым. Потешки, скороговорки, поговорки обогащают речь детей, стимулируют эмоциональность. Главное учитывать возраст детей, их способность к восприятию того или иного произведения. Художественный материал усложняется на каждом следующем возрастном этапе.

Роль декоративно-прикладного искусства

Индивидуальные и групповые занятия, где изучаются народные промыслы подводят ребят к пониманию жизненного уклада, быта народа. Воспитанники знакомятся с промыслами, традиционными изделиями, орнаментами и узорами, композицией.

Для развития творческих способностей полезно создание в школе кружков лепки, рисования, работа с аппликацией, конструированием, освоение росписи по папье-маше.

Кроме знакомства с декоративно-прикладным искусством, решаются социально-эстетические задачи: ребята учатся ощущать красоту, относиться к ней бережно. У них развиваются психические процессы, которые пригодятся в дальнейшей творческой работе, являются важными не только для общего развития, но и для нравственного воспитания. Формируется гордость за свой народ, любовь к Отчизне.

Изобразительная деятельность

Включение младших детей, школьников в самостоятельную художественную деятельность – правило полноценного эстетического воспитания. Дома, в группе детского сада необходимо создавать специальные зоны, где у детей будет доступ к материалам, оборудованию для рисования. В процессе работы с мелками, карандашами малыши реализуют свои творческие задатки, которые в будущем могут перерасти в художественное творчество.

Взрослым необходимо стимулировать самостоятельные действия детей, направлять их в нужное русло, давать полезные подсказки.

Специфика занятий рисованием открывает широкие возможности для развития у воспитанников эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Постигая соразмерность, пропорциональность объектов, богатство цветовых оттенков, дети учатся видеть реально существующую красоту, у них формируются убеждения, влияющие на поведение.

Музыкальные средства эстетического воспитания

Даже простые песни, которые доступны самым младшим, глубоко художественны. Звуча на утренней зарядке, музыка заряжает бодростью, активизирует. Она используется в играх, давая общность детским переживаниям.

Первые музыкальные уроки пробуждают умение определить характер и настроение передаваемого образа, вызывают ответные реакции. Более развитая музыкальность – это умение вслушиваться, эмоционально оценивать наиболее яркие музыкальные отрезки. Развитая музыкально-слуховая культура помогает ребенку по-своему оценить музыкальный образ, представить его в пении или танце.

Разнообразные эмоциональные переживания, разбуженные музыкой, воспитывают отношение к прекрасному, рождают добрые чувства, бережное отношение к красоте в природе, всему живому.

Преемственность эстетического воспитания

Полноценное решение задач по эстетическому воспитанию осуществимо только при объединении усилий сада, школы и семьи. Ребенок не обязательно станет музыкантом или выдающимся художником, но у каждого необходимо пробуждать интерес к искусству, эстетический вкус, любовь к музыке, элементарные навыки рисования.

Воспитатели дают советы родителям о том, какие условия нужно создать дома для правильного эстетического воспитания. Не всегда родители придают должное значение эстетике быта, правильно выбирают тональность общения друг с другом и детьми. Преподаватель мягко помогает осознать необходимость чтения, прослушивания музыкальных записей.

У воспитанников дома должно быть все необходимое для проявления себя в творчестве: альбомы с карандашами и красками, развивающие игры, книги. Достижение преемственности в воспитательных вопросах между детским учреждением и семьей закладывает основу духовной культуры, обладателем которой должна стать современная молодежь.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector