221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Условия воспитания дошкольников в труде

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста мо­жет быть эффективно при определенных условиях. Рассмотрим их.

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу.

Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольстви­ем, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо исполь­зовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокой­ной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка группо­вой комнаты перед праздником). Музыка не должна зву­чать громко. Она должна быть фоном для создания хоро­шего настроения. К сожалению, воспитатели недооценива­ют этот важный фактор при организации труда детей.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с деть­ми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому пригла­шение родителей для участия в уборке помещения, озелене­нии участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, что­бы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, что­бы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуж­дение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализован­ной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам — значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чае­питие. Красиво расставленные и сервированные столы, цве­ты и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех тру­довой деятельности, являетсяорганизация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определен­ные требования к трудовому оборудованию — к их разме­ру, материалу, окраске — и к организации труда дошколь­ников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни (см. приложение в кн.: Нравственно-трудовое воспитание де­тей в детском саду/Под ред. Р. С. Буре. — М., 1987). С точ­ки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способ­ствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сей­час Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает ин­терес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять обо­рудование, следует обучить их соответствующим спосо­бам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. И только пос­ле этого объявлять о начале работы.

Очень важноучитывать нагрузку, которую может испы­тать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегру­жать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слиш­ком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в од­ной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к тру­ду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подхо­дят для серьезной работы.

Условием, поддерживающим у детей желание трудить­ся, являетсяучет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и оста­ется предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исход­ной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно по­казывать ребенку преимущество, которым обладает чело­век, умеющий многое и не отказывающийся от любого тру­да. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в уме­нии педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А. С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника — полезная и важная деятель­ность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное разви­тие; способствует воспитанию эстетических чувств, нрав­ственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Исследования в отечественной науке последних лет (А.Д.Шатова) свидетельствуют, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономичес­кого воспитания. Об экономическом воспитании дошколь­ников в прежние времена речи не было. И лишь в последнее десятилетие встал вопрос о том, что современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми ка­чествами, способностью к предпринимательству. Эти требо­вания общества сделали проблему экономического воспи­тания актуальной уже и применительно к дошкольному воз­расту. Ребенок с малых лет соприкасается с экономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. В разработанной А.Д.Шатовой программе выделено четыре раздела, вокруг которых автор группирует содержание зна­ний и методическую работу с детьми: «Труд-продукт», «Рек­лама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту». В процессе работы по формированию у детей экономичес­кого образа мышления уточняют представление о том, что в основе благополучия жизни человека лежит труд. Чело­век своим трудом создает вещи не только для себя, но и для всех. Создавая что-то, люди получают за свою работу день­ги, чтобы на эти деньги покупать необходимые вещи, сде­ланные для них другими людьми.

Указанная выше программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка: всякая личность развивается в дея­тельности; базовой деятельностью человечества является труд; сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отно­шения к окружающей природе и миру вещей.

Программа «Дошкольник и экономика» ориентирова­на на старший дошкольный возраст, но работу по форми­рованию основ экономического образа мышления можно и нужно начинать значительно раньше. На первом ее этапе социальный опыт ребенка обогащают примерами, харак­теризующими отношение к миру: взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты. Обу­чение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни, в конкретных ситуациях. Важно, что­бы так же, на конкретных примерах, взрослый учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась игрушка? Это плохо, но мы ее можем с тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать мишку за лапу, правда?»; «Испачкалось платье? Жаль, но мы его постираем. Девочка всегда долж­на быть чистой и аккуратной» и т.п. Взрослый при этом решает сразу несколько задач: подчеркивает необходимость бережного отношения к вещам и показывает ребенку спо­соб такого отношения; вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившее­ся. Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрос­лый привлекает к этому их внимание), как родители береж­но относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобрете­ния знаний об экономической стороне действительности у малыша складываются представления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичных примеров нако­пится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала для обобщения и выводов, когда он станет постарше.

Серьезная проблема — воспитание разумных потребнос­тей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим развитием личности. Чем стар­ше становится ребенок, тем больше он видит предметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И перед взрослыми, прежде всего перед родителями, бабуш­ками, дедушками, стоит задача — научить ребенка ограни­чению своих желаний. Надо, чтобы ограничение было ра­зумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит ка­тегорично заявлять: «Мы сейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результат получается об­ратный — ведь запретный плод всегда сладок. Лучше при­учать малыша к разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоит покупать случай­ные, плохие вещи». Можно иногда устраивать день поку­пок. Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить и вместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.

Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлет­ворять свои потребности дети могут усваивать и через соб­ственные игры. Так, в старших группах можно иногда про­водить игру «магазин». В магазине будут «продаваться» сде­ланные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской валютой» — изготовленными детьми деньгами. Можно при­думать деньгам название (ведь в каждой стране деньги на­зываются по-разному), например «садики». Дети изготав­ливают (дома или в детском саду) поделки, игрушки, рису­ют картины. Качество товара должно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителям определенную сумму. Потом всё выставляют в витринах магазина, и дети сами определяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно еще заработать. Дети с большим интересом участвуют в этой игре и посте­пенно начинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудом и возможностью удов­летворять свои потребности.

Экономическое воспитание — новая область в воспита­нии наших детей, особенно дошкольников. В его теории и практике еще много противоречий и нерешенных вопро­сов. Но актуальность такого воспитания бесспорна. Она вызвана требованиями времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Условия воспитания дошкольника в труде.

Понятие «Трудовое воспитание».

Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Задачи трудового воспитания.

Педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива, предпрофессиональное профориентирование.

Читать еще:  Что такое нравственное воспитание определение

В школе, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Сначала внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания школьников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель, учитель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации и техника безопасности.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда учитель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Виды труда дошкольников

Труд детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида учащихся младших и средних классов: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд школьников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в классе или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Формы организации труда.

Труд детей организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые учитель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в младших классах, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

Особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Условия воспитания дошкольника в труде.

Каждый класс обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствия.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжение внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Педагог должен обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 20-30 минут.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, учитель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Условия воспитания дошкольников в труде

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить,— это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой. А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу,— писал он.— Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда». В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах. Советская дошкольная педагогика разрабатывает проблемы воспитания детей в труде, следуя основным принципам трудового воспитания, обоснованным Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.[5, с. 99]

Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности и тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Ухаживая за растениями — здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. [6, с. 331]Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.[7, с. 189]

Читать еще:  Основы нравственного воспитания детей

По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:

· хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;

· труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;

· ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

· самообслуживание.[8, с. 112]

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.[9, с. 162]

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.[10, с. 173]

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возможности и учитывая их сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность и активную инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам.

Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. [11, с. 243]

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие»; «Понюхай цветок»; «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.[12, с. 195]

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.). У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Таким образом, все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.[13, с. 261]

Особенности организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОО

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Особенности организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОО

В первую очередь нельзя забывать, что ведущий вид деятельности ребенка это игра, а соответственно, труд тесно связан с игрой. Это очень легко заметить в обыденной жизни ребенка, ведь, выполняя учебную задачу, зачастую ребенок переключается на игру (например, ребенок начинает играть водой во время умывания, превращает свои вещи в волшебных персонажей при одевании и т.п.).

В более старшем возрасте трудовая задача также превращается в игру, которая помогает легче и охотней ее выполнить (например, собирая листья и мусор, ребенок превращает их в каких-то чудовищ, которых нужно собрать и посадить в клетку — мусорный мешок). А когда ребенок играет и ему вдруг понадобился какой-то предмет, он его, не задумываясь, мастерит из подручных материалов, а чем это не труд? Наблюдая за детьми дошкольного возраста, их игрой, мы часто становимся свидетелями, как в своей игре дети отражают труд взрослых, их взаимоотношения [16, с. 20]. Важно отметить, что в разных возрастных группах отношения труда и игры проявляется неодинаково, соответственно руководство трудовой деятельностью должно быть разным.

Читать еще:  Гражданско правовое воспитание детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст определен стремлением превратить трудовой процесс в игру, это может взойти в основу формирования трудовой деятельности детей. Детям проще выполнить трудовую задачу, если она будет выглядеть как игра (например, малышам дали задание собрать листья с участка, набрав листьев в мешок, ребенок представляет себя Дедом Морозом с подарками, воспитатель, видя это поддерживает ребенка, говоря, что он молодец и просит принести еще мешочек подарков), при этом необходимо следить, чтобы игровая задача не вытеснила трудовую. Если ребенок все же отвлекся на игру, педагогу нужно направить его внимание на определенную ранее задачу (мальчик, набрав листьев в мешок, сгреб их в охапку и устроил салют, педагогу нужно мягко напоминать ребенку, что он забыл собрать листья и, что их все-таки надо убрать).

У детей среднего дошкольного возраста все еще не сложилась самостоятельная трудовая деятельность, однако она перешла на качественно новый уровень, в некоторых случаях содержание игры приводит к труду, часто это можно отметить в играх бытового характера. Трудовые процессы, начинающиеся по собственной инициативе детей, должны принимать соответствующую поддержку от воспитателя. Наблюдая за детьми среднего возраста, можно вывести определенную закономерность – если у ребенка не сформировались навыки по работе с инструментом, то сам характер трудового процесса им незнаком, а, следовательно, преобладающей будет игровая, а не трудовая деятельность. В этом случае педагог должен использовать игровые мотивы (например, для игры нарезать «билетики» на автобус, при этом определяется умение владеть ножницами), а при изготовлении поделок выбираются предметы, часто применяемы в игре. Так игра помогает развитию трудовых навыков и понемногу происходит переход от игры к труду [21, с. 301].

Дети младшего возраста не могут независимо ставить цель, так как их память еще недостаточно развита для того, чтобы удержать весь процесс и результат в голове. Малыши могут многократно выполнять трудовые действия, не преследуя определенной цели, ведь они получают удовольствие от самого действия, а не от полученного результата. Ребенок овладевает способами действия по принципу подражания и постепенно начинает достигать определенной цели (например, застегнуть кнопочку на куртке и т.п.). Понемногу у ребенка складывается способность осознать взаимосвязь своих действий с результатом их деятельности. Именно тогда от ребенка мы начинаем слышать «Я сам», это качественно новое психологическое новообразование, часто на данном этапе возникает конфликтная ситуация между взрослым и ребенком.

Ребенок хочет независимости, но в силу своих физических особенностей не может выполнять с достаточной быстротой и ловкостью, а взрослому в такой ситуации проще все сделать за ребенка. Это будет основательной ошибкой в воспитании, которая повлечет за собой негативные результаты, ведь результатом этого станут слезы ребенка, а в дальнейшем ребенок потеряет интерес к труду, ведь за него могут сделать все взрослые.

Очень большой ошибкой в организации трудовых навыков может стать такое явление как гиперопека (гиперпротекция — чрезмерный уход за ребенком, полный его контроль и отсутствие самостоятельности у ребенка).

Она может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка, так называемой «боязни труда», ребенок привыкший, что за него все делают, будет считать, что самостоятельный труд это неправильно и плохо, в дальнейшем это становится одной из причин тревожности детей, что также является серьезным расстройством нервной системы малыша и нельзя не сказать, что это приводит к снижению социальной адаптации ребенка. На данном этапе развития независимой трудовой деятельности значительную роль играет взрослый, он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать [11, с. 12].

Мотивация трудовой деятельности детей разнообразна, например, это возможность получить похвалу взрослых или пообщаться со взрослыми, самоутверждение, существуют общие мотивы, они проявляются в простейшей форме, как желание сделать приятное близким людям. Говорить о независимой формулировке мотивов можно лишь в старшем дошкольном возрасте [19, с. 56].

В трудовой деятельности ребенка немалое значение имеет его собственная творческая активность, планирование и обдумывание предстоящего занятия, подбор нужных материалов, инструментов, преодоление трудностей при достижении необходимого результата. Большую роль в планировании деятельности берет на себя взрослый, он должен сформировать у ребенка умения к планированию. Начинать нужно уже с младшего возраста, объясняя детям в режимных моментах, что и в какой последовательности необходимо сделать. Важно разъяснять детям, почему именно в таком порядке следует осуществлять действия.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать важнейшие особенности детского труда:

— труд ребенка не создает социально значимых физических ценностей, труд ребенка носит воспитательный характер;

— сходство труда с игрой;

— ребенок приобретает навыки, но это навыки, дозволяющие стать ребенку независимым;

— труд ребенка носит ситуативный характер;

— труд имеет все компоненты деятельности, но при этом его нельзя назвать независимой деятельностью дошкольников;

— детский труд предполагает обязательное присутствие взрослого, проверяющего процесс и поддерживающего в нужных ситуациях [3, с. 110].

Труд взрослого и ребенка не поддается сопоставлению, ведь в их основах лежат разные цели. Говоря о взрослых, мы подразумеваем производительный труд, который создает материальные и культурные ценности, носит общественно-направленный характер, является необходимостью, потребностью.

Ценность же детского труда — это воспитательное значение. Но для того, чтобы правильно использовать труд ребенка как средство воспитания, необходимо понимать его специфику.

Рассмотрим содержание и формы труда дошкольников. Для того, чтобы определить содержание и формы трудового воспитания нужно определить его цель и задачи.

Цель трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду [14, с.32]. Многие педагоги занимались разработкой задач трудового воспитания, все они достаточно хорошо понимали, какой цели служит труд, для примера можно привести задачи, которые сформулировала В.Г.Нечаева:

— развитие трудовых навыков и умений;

— воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;

— воспитание нравственно-волевых качеств личности;

— усвоение навыков трудовой деятельности;

— воспитание связи к труду взрослых [17].

По мнению Т.А. Куликовой и С.А. Козловой, на основе классификаций В.Г, Нечаевой, В.И.Логиновой и Ю.К. Бабанского, можно выделить две основные группы задач:

— помощь ребенку в изучении трудовой деятельности (освоение структуры деятельности, приобретение трудовых умений);

— формирование личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности,

— развитие связей и приобретение социального опыта взаимодействия) [8].

Эти задачи должен решать педагог в процессе воспитания детей. Вопросам содержания трудового воспитания занимались и занимаются такие специалисты, как Буре Р.С., Нечаева В.Г., Година Г.Н., Сергеева Д.В, Козлова С.А., Куликова Т.А, Крулехт М.В. и другие.

Труд детей по содержанию можно разделить на пять видов:

— самообслуживание – труд ребенка, который обращен на обслуживание самого себя, для детей дошкольного возраста это – умывание (навыки гигиены), одевание, раздевание, прием пищи;

— хозяйственно-бытовой труд – труд ребенка, в котором он исполняет несложную для себя деятельность взрослых, это – умение наводить порядок в групповой комнате, прилегающим к ней помещениям, на участке, дома, а также, принятие участия в бытовых процессах, подготовке к занятиям, прогулкам, ремонт книг, игрушек;

— труд в природе – труд, направленный на развитие приемов и навыков ухода за животными и растениями — уход за растениями и животными в уголке природы, очистка аквариума совместно с педагогом, озеленение участка и т.п. Имеет свою специфику – единый вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.

На сегодняшний день сформулированы и введены в практику три формы организации труда детей дошкольного возраста:

Поручение – просьба, обращенная к ребенку или нескольким детям, с целью выполнить какое-либо трудовое действие при учете их индивидуальных и возрастных особенностей, а также, наличия опыта. Трудовые поручения по форме организации делятся на: индивидуальные, подгрупповые, общие; по продолжительности – на длительные или кратковременные, постоянные или одноразовые; по содержанию – соответствуют видам труда [4, с. 45].

Дежурства – форма организации труда детей, полагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на удовлетворение интересов всей группы (например, помочь накрыть на столы, раздавать материалы к занятиям, полить цветы и т.п.) Дежурства содействуют систематичности введения детей в труд. Основной смысл дежурства – это забота детей о других.

Общий, совместный, коллективный труд – форма организации труда, в которой происходит лишь закрепление обретенных ранее навыков, а обучение новым должно проходить персонально. Общий, совместный и коллективный труд объединяет общественно-направленная цель трудовой деятельности.

Существует и отличие в условиях осуществления труда и в воспитании взаимоотношений.

Общий труд – общая деятельность, но при этом каждый ребенок имеет свою самостоятельную часть работы (например, при наведение порядка на участке педагог дает точные указания, кто и что выполняет, соответственно, цель у всех общая – наведение порядка на участке, но каждый ребенок отвечает сам за себя).

Совместный труд – совместная цель, при выполнении которой все дошкольники зависят друг от друга, от темпа и качества выполняемой работы. Между детьми вводятся деловые взаимоотношения, растет ответственность за общее дело (например, группе детей дается указание – привезти одежду кукол в порядок, при этом один ребенок снимает одежду, второе звено стирает, третье отжимает, четвертое вешает сушиться).

Коллективный труд – форма организации труда, в которой, помимо трудовых, решаются и этические задачи, дети самостоятельно разделяют между собой труд, помогают друг другу в случае надобности, волнуются за общий труд. Коллективный труд содержит в себе и общий, и совместный труд.

Трудовое воспитание имеет обусловленную цель, реализация которой допустима только при соблюдении всех условий. Виды труда включают в себя все главное содержание трудовой деятельности, а его формы — это способы объединения детей в процессе трудового воспитания.

Вывод: Результативность деятельности педагогов в большой степени зависит от единства подходов детского сада и семьи, поэтому значительную роль в трудовом воспитании играет взаимодействие с семьями дошкольников.

Особое внимание уделяется подбору нужного для работы оборудования и инвентаря, учитывая возрастные особенности ребят. Кроме того, правильное наполнение развивающей предметно-пространственной среды необходимо для реализации двигательной активности детей, их совместной деятельности со взрослыми. Организуя трудовую деятельность дошкольников необходимо, так чтобы они ощущали радость от труда, проявляли инициативу, трудолюбие; учились действовать в коллективе, ценить свой труд и труд других.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector