221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание детей природой

Воспитание детей природой

Личность не может считаться гармоничной, если человек не испытывает радости от общения с миром. Гениальный хирург – офтальмолог Святослав Федоров говорил, что настоящее чудо – это не волшебство, а ежедневный рассвет и закат, чашка вкусного кофе на завтрак, поэтому важно придавать значение каждой мелочи, ведь именно из них строится человеческое счастье. Это удивительное чувство причастности к огромному и прекрасному миру дает воспитание детей природой, ведь наблюдение за ней многое объясняет человеку в его собственной судьбе.

Роль природы в воспитании детей

В народном эпосе разных стран есть повторяющийся сюжет о богатырях, силу которым давала родная земля. При помощи этих сказаний, былин, песен наши предки внушали своим детям сызмальства, что именно в природе, ее мудрости и красоте скрыты неисчерпаемые источники сил, помогающих людям. За это человек должен любить и уважать ее, не нарушать ее законов, разумно пользоваться дарами. Наши предки чтили лесных духов, охотились не ради забавы, а ради пропитания, и детей поучали: «Природа жадных не любит!»

К сожалению, в современных мегаполисах недооценивается роль природы в воспитании детей, поэтому целые поколения начинают относиться к ней легкомысленно, рассматривая как источник удовлетворения собственных нужд, в том числе, принимающих довольно извращенные формы.

Иллюстрацией могут служить недавние случаи издевательства людей над бурым медведем и белой медведицей. Эти факты говорят о том, что воспитание детей природой недоступно многим, и они уже не считают себя ее частью. Отсюда духовная деградация, неспособность чувствовать чужую боль, стремление любым способом «попасть в кадр», заставить о себе говорить, чтобы заполнить пустоту, в которой эти люди существуют.

А ведь еще Мария Монтессори призывала обязательно создавать детям пространство, в котором они смогут быть ближе к природе. В ее детских садах всегда были небольшие оранжереи, в которых малыши учились ухаживать за растениями, наблюдали за ними, собирали выращенный собственными руками урожай.

Педагог говорила, что воспитание детей природой дает им силы для «развития тела и духа». В своей системе она отводит ему важнейшее место, потому что, оберегая окружающую среду, человек сохраняет ее для последующих поколений, и учить этому нужно с малолетства.

Прогрессивными педагогами в наши дни роль природы в воспитании детей расценивается как основа их нравственного развития. Мероприятия по этому направлению включаются в программу дошкольных образовательных учреждений.

Воспитание у детей любви к природе

Вот действия, которые заинтересованные в успехе родители предпринимают, воспитывая своих детей в любви к природе:

  • Учат их наблюдать окружающий мир и заботиться о нем. Когда малыш ухаживает за цветком или животным, которые меньше и слабее него, постепенно он приходит к благодарности за заботу других о нем самом
  • Воспитывают чувство ответственности, следя за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства: покормить котенка, полить цветы. Они акцентируют внимание малыша на том, с какой благодарностью природа реагирует на уход и заботу о ней: как пышно цветут растения, как здоров и игрив котенок и т.д.
  • Воспитывают терпение. Воспитание детей природой приводит к формированию важного навыка – умения ждать. Например, посадив зернышко, нужно потерпеть до того времени, когда сначала появится тоненький росток, потом начнут образовываться листики, позже растение зацветет, и только потом порадует плодами
  • Формируют у ребенка чувство единения с природой. Детям нравится наблюдать различные природные явления, и родителям нужно уметь объяснить, что такое молния, почему зимой идет снег, а летом дождь. При лесных прогулках полезно наблюдать за миром лесных обитателей, например, за муравьями. Их быт организован почти как человеческий, только работает, как часы, равномерно и слаженно

Таким образом, воспитание детей природой позволяет вырастить ответственных, умеющих тонко чувствовать людей, которые научатся использовать дары природы во благо, а не во вред и всегда будут помнить, что они не наследуют землю, а «одалживают ее у своих детей» (Д. Брауэр)

Роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
rol_prirody_v_vospitanii_i_obrazovanii_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечивать понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Воспитательное и образовательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

Содержание экологическое воспитания и образования направлено на познание детьми доступных существенных связей в какой-либо области действительности. Представления детей, отражающие эти общие связи явлений, рассматриваются в качестве ядра, объединяющего отдельные конкретные знания в четкую систему.

Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.

Главная цель экологического воспитания – это формирование нравственности, духовности, интеллекта, формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства.

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину». — так писал русский писатель Михаил Пришвин.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой и быть наглядным примером для детей. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Учите детей любить природу

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 21.06.2017

Статья просмотрена: 2217 раз

Библиографическое описание:

Беседина А. Ф. Учите детей любить природу [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12663/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье идет рассказ о том, что нужно делать, чтобы привить детям любовь к окружающему миру, природе родного края, через проведение экспериментов, наблюдений.

Ключевые слова: дети, природа, окружающая среда, растения, наблюдение, экспериментальная деятельность

Мировое сообщество серьёзно озабочено состоянием окружающей среды, изменение которой происходит по вине человека. Серьёзность экологических проблем осознается и в нашей стране. Президент Путин В. В. подписал Указ о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии — в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, обеспечения экологической безопасности и сохранения разнообразия природы.

Однако в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) не упоминается ни экология, ни экологическое образование. Иначе обстоит дело с экологическим воспитанием, которое представляет собой формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Всё начинается со средств народной педагогики: сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых всё навеяно природой.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место при этом занимают сказки, которые придуманные самими детьми.

«Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума»,- говорил В. А. Сухомлинский.

Однако далеко не всё может быть понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда формируется правильное отношение к растениям и животным. Одним из основных видов обучения дошкольников, являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря им, дети учатся видеть признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней — важнейшая задача взрослых. Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения. Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с детьми.

Дети по своей природе исследователи, они с радостью и с удовольствием открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. А поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задача всех взрослых людей. Дело в том, что саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка — это страницы Книги природы. Читать её — познавать, изучать природу не так- то просто.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Ему кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел: для него поёт скворец, что снег- это много снежинок.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат видеть, дети захотят узнать ещё больше: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых весёлых птицах и молчаливых мрачных пауках, о чудесных цветах, пестрых бабочках, мохнатых шмелях и о самой незадачливой траве под ногами. Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Достичь этого можно только в том случае, если знакомить детей с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных.

Основное средство познания природы — наблюдение. Природа способствует умственному развитию, логическому мышлению и речи, развивает художественный вкус. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. Дети должны знать, что человек преобразует природу с целью ее охраны и улучшения.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение — это создание уголка «научных исследований в природе», где дети могли бы ухаживать за растениями; это организация системных наблюдений за природными явлениями и объектами; а также приобщение детей к регулярному труду в природе. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Необходимо воспитывать у детей желание любоваться несорванными цветами, иметь потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать.

Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» галку, скворца, мяту, медуницу, животных и другие окружающие его растения, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще нельзя трогать.

Экологическое воспитание дошкольников складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края. Взаимосвязь с окружающей средой достигается путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в разных условиях (дома, на даче и так далее). Дети- маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть, так предметом их интереса становятся окружающие растения и животные.

Используя каждый свободный час, желательно идти с детьми в поле, лес, на берег пруда, к реке и т. д. И чем чаще, тем лучше. Самый неприметный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только сам взрослый человек умеет видеть их и раскрыть глаза на них ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона: длина дня, характер осадков, силу и направление ветра. Целесообразно показать детям солнце, луну, звезды, закат и восход, изменение формы луны, распускание почек, опадание листьев, плодоношение, состояние относительного покоя и многое другое. Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, вяз, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои. Чтобы дети быстрее запоминали названия, растения надо «очеловечивать». Интересно сравнить хвою сосны и лиственницы по цвету, величине иголок и жёсткости, шишек у этих растений. Такое сравнение очень помогает детям в дальнейшем запоминании названий деревьев и легко их узнавать. Они хорошо понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что испорченное дерево или кустарник плохо растут.

Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке, лесу ничего рвать нельзя. Разумеется, экологическое развитие детей в детском саду будет эффективней, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание на образовательные учреждения. В общении с ними необходимо довести мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для ребенка авторитетом и образом для подражания.

Часто в весеннем лесу можно наблюдать семьи, занимающиеся сбором раннецветущих растений. Массовый сбор их происходит и в первую половину лета. Законом об охране природы и специальными решениями запрещён массовый сбор первоцветов, как хохлатки, медуницы, первоцвета весеннего, прострела (сон-трава), а также ландыша и купальницы, колокольчика персиколистного и др. редких растений. Они занесены в Красную книгу. Стоит сообщить родителям, что массовый сбор цветов в букеты является браконьерством.

Для удовлетворения познавательного интереса вполне достаточно составить небольшой букет из одного-трёх цветов с добавлением какой-нибудь зелени. Но при сборе цветов необходимо охранять их подземную часть, нельзя растение вырывать из земли с корнем, сразу же показать ребёнку, как поставить цветы в вазу, чтобы цветы быстро не завяли.

Кажется, нет ничего более простого, чем собирать ягоды, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы. Ни в коем случае нельзя ломать ветви с ягодами у шиповника, калины, черёмухи и других кустарников. В таких случаях можно детям задавать вопросы типа: «Что сейчас чувствует это растение?» или «Что они могли бы о тебе подумать?»

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но заострить внимание на внешних признаках. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом плодовое тело или выкручивают из земли, чтобы не повредить грибницу и при этом объяснить, что раскапывание грибницы запрещено. Необходимо серьёзное внимание уделять и ядовитым грибам; их нельзя собирать, топтать ногами, так как они играют свою незаменимую роль в жизни леса. Эти грибы — цепочка в питании живых организмов в природе.

Нередко детей привлекают к сбору лекарственных трав. Ребёнку необходимо рассказать, какую часть растения собирают и как именно. И для чего его применяют. Также целесообразно показать некоторые медоносные растения, такие, как липу, донник жёлтый и белый, гречиху, понаблюдать, как пчёлы посещают их цветки.

Если ребёнок бывает на даче, он не должен быть пассивным наблюдателем во время работы взрослых. Он может участвовать в посеве и сборе урожая, но при этом нужно им рассказывать о растениях, как их собирать. Полезно выполнять поисково-исследовательские задания. Например, находить больные растения и помогать им, ставя табличку с зелёным крестиком — «нуждается в лечении».

В конце зимы с ребёнком можно разбить небольшой огород на окне: посадить лук, чеснок, укроп. К уходу за растениями дома ребёнок сначала привлекается эпизодически, а постепенно и самостоятельно может поливать их. Почаще напоминать детям, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей.

Взрослые должны прививать детям привычку бережного отношения к природе в целом, к лесу, водоёму. И важно быть примером, образцом поведения в природе. С древних времён люди многое брали у неё. При этом они нередко не возвращали ей необходимое, не заботились о ней. В результате случилось немало бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Исчезнувшие растения и животных теперь можно увидеть только на рисунках, иногда на фотографиях. Некоторые водоёмы превратились в сточные канавы. Вслед за вырубленными лесами пересохли совсем или остались» лужами» когда- то полноводные реки, ручьи, озёра. Немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы — обязанность всех и отдельно каждого.

  1. Васильева А. И. Учите детей любить природу. –Минск.: Народная Асвета, 1972
  2. Как знакомить дошкольников с природой./ Под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983.
  3. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию. -СПб., 2003.
  4. Лучич М. Детям о природе. -М.,1989.
  5. Добрынина О. Неизведанное рядом. -М.,2001.
  6. СеребряковаТ. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. -М.,2008.

«Я полюблю природу» или экологическое воспитание детей

В современном мире экологическое воспитание является очень важным педагогическим моментом. Чем раньше начнется прививаться любовь к флоре и фауне, тем быстрее юный человек станет осознаннее относиться к окружающему миру и людям.

Эковоспитание тесно взаимосвязано с другими психологическо-педагогическими направлениями работы с детьми и их родителями:

  1. Формируя бережное отношение к родной природе.
  2. Моделируются и патриотические чувства.
  3. Знакомясь с окружающей обстановкой, расширяется кругозор ребенка.
  4. Закрепляя навыки бережного отношения природным ресурсам, развивается рациональный подход к своим действиям и поступкам.

Как воспитать?

Говоря об экологическом воспитании детей, прежде всего понимается тот комплекс педагогических средств и материалов, которые направлены на конечное формирование экокультуры, привитие любви к окружающему миру, рациональному отношению к природному сырью, а также созданию определенного багажа экологических знаний.

Экологические знания — это тот базис, на котором можно выстроить всю дальнейшую работу по воспитанию бережного и рационального отношения к природе, развитию эмпатии и чувства прекрасного.

Для реализации самых разнообразных задач по экологическому воспитанию существует довольно широкий спектр педагогических средств и методов, подходящих для апробации как в детских садах, так и школе.

Дошкольный возраст

Экологическое воспитание начинается уже тогда, когда малыш появляется в родном доме. Он впитывает с молоком матери то отношение к окружающему миру, которое установлено в его семье.

Целенаправленным воспитание становится тогда, когда ребенок начинает понимать и осознавать то, что происходит вокруг него.

Поэтому в задачах многих детских общеобразовательных учреждений стоит включение экологического воспитания в образовательную деятельность. Причем чем раньше эта деятельность осуществляется, тем лучше.

Любое воспитание невозможно без личного примера. Экологическое воспитание будет эффективно тогда, когда есть активная среда, в которой создается правильное отношение к природе. Именно в такой благоприятной среде можно добиться выполнения следующих задач:

  1. Сформировать интерес к окружающему миру.
  2. Создать все предпосылки для активной и гуманной деятельности по отношению к природе.
  3. Заложить в систему ценностей экологическое сознание, нравственное отношение к миру вокруг.
  4. Дать стройную систему экологических знаний.
Младший

Младший дошкольный возраст — это период, когда ребенок только начинает познавать окружающий мир, он знакомится с ним посредством эмоций и ощущений.

В таком возрасте главное потрогать интересную структуру, понюхать вкусно пахнущий цветок, попробовать на вкус, послушать занимательный рассказ, внимательно понаблюдать за происходящим. Именно с помощью органов чувств педагог или родитель начинает закладывать основные экологические понятия. И постепенно малыш начинает понимать, что мир вокруг него живой, нельзя обижать слабых (животных, растения), нужно помогать и оберегать (например, положить еду в кормушку зимой).

Старший

Становясь старше, ребенок уже начинает осознавать, к чему могут привести его поступки.

Активно пополняется его багаж знаний об окружающей среде. В этом, в качестве хорошего подспорья, могут выступать разнообразные вылазки на природу (прогулки, походы).

Ребенок уже способен анализировать, проводить небольшие эксперименты и опыты (посадить семечко, ухаживать за ним и наблюдать, как оно вырастает). У него формируется познавательная активность и экологическая грамотность.

Ранний школьный период

Когда дошкольник приходит в первый класс, он уже обладает значительным багажом знаний, который значительно тяжелеет во время его учебной деятельности, особенно на предмете природоведения. Именно на этом предмете показывается, как человек и его деятельность неразрывно связаны с природой.

Появляются первые зачатки экологической культуры:

  1. Школьник знает как вести себя экологично, не вредя окружающей среде.
  2. Появляется потребность в развитии и углублении познаний о природе.
  3. Развивается бережное отношение к окружающей среде.
  4. Формируются эстетические чувства посредством наблюдения за красотой мира, которые выражаются в творческой деятельности.
  5. Появляется инициативность в решении разных проблем.

Экокультура

Конечным итогом любой экологической методики воспитания является формирование экологической культуры человека. При этом экокультура понимается как сформированное отношение к миру вокруг, как личная ответственность перед природой и ее ресурсами, а также благоприятные поведение и деятельность по отношению к окружающей среде.

Экологическая культура создается не только в образовательных учреждениях, но и укрепляется (либо разрушается) в семье, в окружении человека. Чем выше будет уровень культуры вокруг, тем выше будет она и подрастающего поколения, ведь дети учатся на примере своих родителей и тех, кто живет с ними рядом.

Но образовательное учреждение способно вложить в сознание человека одну простую мысль, что каждый несет свою персональную ответственность за мир, в котором он живет, и потребительское отношение к природе ведет в тупик, к истощению природных ресурсов, которых может уже не хватить следующему поколению.

Любовь к природе

Экологическая культура невозможна без чувственного подкрепления, без любви к природе. Бережное, разумное отношение к окружающему миру является одним из доказательств такой любви.

Каждый человек, и даже ребенок, способен проявлять нежные чувства заботы и любви. Сохранить и приумножить, такие задачи зачастую ставят подрастающему поколению.

И эти задачи вполне решаемы. В самых простых шагах, таких как, например, устойчивая привычка не сорить (и не засорять мир).

Любовь к природе может быть сравнима с любовью к матери. Рождаясь, ребенок испытывает потребительские чувства.

Мать для него все: и пища, и вода, и эмоции, и мир. Но подрастая, эмоциональная связь ребенка крепнет и он уже не только потребляет ресурсы матери, но и способен отдавать в ответ, хотя бы свои эмоции. Природа изначально только отдавала свои ресурсы своим детям, и человеку в частности. Но теперь, пришла очередь человека, проявить заботу об окружающей среде.

Заключение

На сегодня экологическое воспитание крайне важно. К сожалению, реалии таковы, что во многих точках мира установился экологический кризис. И если человечество будет идти все по тому же пути потребительства, то ситуация усугубится до критической. Поэтому воспитанию подрастающего поколения отводится так много надежд. Новое поколение с формированной экокультурой жизни сможет преодолеть кризис и воссоздаст самую благоприятную обстановку.

Читать еще:  Основы духовно нравственного воспитания дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector