221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

Страна образования

Автор: Фрушичева Ольга Леонтьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ» Детский сад комбинированного вида №170″
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Дата публикации: 20.01.2020
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №170»

План по самообразованию педагога

Стаж работы: 29 лет высшая категория

Воспитание дошкольников посредством

2 младшая группа

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих

образовательного процесса. В Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в

социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных

установок к различным видам труда и творчества; формирование основ

безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного

возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков

самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на

улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы,

модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если

ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде

личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в

педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности

ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему

на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет

познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как

средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию

мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения

планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего

возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому

воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой

деятельности; воспитание уважения к труду.

развивать трудовые навыки у детей;

воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

способствовать всестороннему развитию детей в труде.

• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его

значении в общественной жизни людей;

• Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе

выполнения поставленной задачи;

• Развито ответственное отношение порученному делу;

• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и

• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и

Форма самообразования: индивидуальная.

— совместная деятельность педагога с детьми;

— индивидуальная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя на тему «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Береговская средняя школа»

Нижнеомского района Омской области.

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

Срок реализации 3 года.

Ермолаева В.В. Музыкальный руководитель

Ермолаева Виктория Владимировна

Образование (учреждение, дата окончания.)

Специальность и классификация по диплому

Педагогика и психология дошкольного образования

Категория, дата аттестации

Работы в данной должности: 1г.

Актуальность программы Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии — это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал. С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Методическая тема Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

Цель объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.

развивать трудовые навыки у детей;

воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

способствовать всестороннему развитию детей в труде.

1. Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

2. Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются:
— труд по уборке помещения;
— мытье посуды, стирка и др.

3. Труд в природе . Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Читать еще:  Воспитание эмоций и чувств у детей

4 . Ручной и художественный труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, бумаги.

Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе.

Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани, бумаги ит.д.

Выставка «Мы любим труд»

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию.

Обмен опытом, наличие картотеки

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это , на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно- трудовых качеств .

Использование данной разработки, поможет грамотно спланировать трудовую деятельность , тактично и умело ввести детей в круг трудового общения , довести до сознания каждого, то, что его труд необходим .

Зная особенности организации труда , владея методами и приёмами с детьми , в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие , гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда . Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Разработанный мною план трудовой деятельности покажет свою эффективность. Я заметила, что подобранная деятельность повышает результативность и помогает систематически планировать образовательную область « Труд » .

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

Симонова Татьяна Александровна,

первая квалификационная категория

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей и формированию у воспитанников основ трудовой деятельности.

  • развивать трудовые навыки у детей; желание научиться стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями;
  • воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
  • способствовать всестороннему развитию детей.

Виды детского труда в ДОУ:

  • навыки культуры быта (самообслуживание); • хозяйственно-бытовой труд; • труд в природе; • ручной труд; • ознакомление с трудом взрослых.

Формы организации труда:

  • поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);
  • дежурства (не более 20 мин; формирование общественно-значимого мотива; нравственный, этический аспект);
  • коллективный труд (не более 35-40 мин.)

Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места , санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)

Труд по самообслуживанию

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

Дежурство по столовой

уборка снега на участке

Труд в природе уход за растениями, животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике.

Уход за растениями

Труд в природе : кормление птиц

Труд в природе: посадка лука

Труд в природе: высадка рассады

Труд в природе: посадка укропа

и петрушки на огороде

Ручной труд направлен удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Участие в конкурсах

Лепка снежных фигур

Ознакомление с трудом взрослых

Ознакомление с трудом взрослых

Ознакомление с трудом взрослых

Ознакомление с трудом взрослых

Экскурсия в процедурный кабинет

Экскурсия на кухню

Ознакомление с трудом взрослых

Экскурсия в прачечную

Ознакомление с трудом взрослых

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы

детского сада и семьи

  • Формы работы с родителями:консультации;папки – передвижки;выставки детских и совместных поделок;родительские собрания;анкетирование;фотоотчёты, фотовыставки;участие в конкурсах;экскурсии и др.

2018-2019 учебный год:

«Воспитание у детей младшего возраста навыков самообслуживания»

«Трудовое воспитание в семье»

Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников. Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей. Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.

Информация о результатах анкетирования «О воспитании трудолюбия в семье»

Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?

Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

Как относится ребенок к их выполнению?

Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?

Только за вознаграждение

Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?

Привлекаете ли Вы ребенка к

Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?

Знаете ли Вы об этих разногласиях?

Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем?

Участие в творческих

«Символ детского сада

Участие в творческих выставках и конкурсах

Читать еще:  Художественно эстетическое воспитание и развитие ребенка

на забаву малышам» — 12 семей

Участие в творческих выставках и конкурсах

Участие в творческих выставках и конкурсах

Фотоотчёт об участии в конкурсе снежных фигур

«Снеговик – 2019. Снежный театр»

Участие в творческих выставках

Ноябрь 2019 г . «Наши мамы-мастерицы» – 9 семей

Декабрь 2019 г. «Новогодние фантазии» – 13 семей

Работа с родителями

Создание фотоальбома «Я расту помощником»

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Читать еще:  Гуманистическая система воспитания

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector