221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание дошкольников в труде

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 03.12.2018 2018-12-03

Статья просмотрена: 2080 раз

Библиографическое описание:

Алешанова Е. А., Кочетова Н. В., Кутнякова В. А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/archive/232/54068/ (дата обращения: 23.03.2020).

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

— принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

— принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

— принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

— принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

— определить цель труда;

— помочь ребенку мотивировать свой труд;

— учить элементам планирования работы;

— учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

— систематическое включение каждого ребенка в труд;

— подборка оборудования для труда;

— учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

— развитие трудовой деятельности;

— развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

— формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

— формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

— научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

— сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

— воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

— показ детям разнообразного труда взрослых;

— объяснение его значения;

— организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

В процессе работы мы широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д..

Нами был разработан цикл игр для интерактивной доски, составлен альбом с иллюстрациями «Кем быть», фотоальбом «Профессии нашей семьи».

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

  1. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез,2012. – 128с.
  2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-3-е изд. – М.; Мозаика-Синтез,2007. – 80с.
  3. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 208с.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

Как привить ребенку трудолюбие? Средства, методы и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия.

Многие малыши сами проявляют интерес к труду, с большой охотой выполняют поручения старших. Таким образом, у детей развивается чувство долга, любовь к труду, воспитывается характер, а трудовые навыки приобретаются быстро.

Правильное трудовое воспитание дошкольников в семье-залог благополучной жизни в дальнейшем

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Г лавной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет.

Читать еще:  Православное воспитание мальчиков

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач.

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

Формы и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.

Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям.

Виды трудового воспитания

Самообслуживание

Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.

Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:

  • Постоянно совершать эти действия
  • Следить за выполнением трудовых процессов
  • Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности

По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.

Хозяйственно-бытовой труд

Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.

Труд в природе

Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества.

Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.

Ручной труд

Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.

Формы трудового воспитания

Выделяют три основные формы трудового воспитания:

  1. Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности.
  2. Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
  3. Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям.

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина.
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Особенности трудового воспитания в семье

  • Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
  • Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
  • Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
  • Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
  • Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
  • Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
  • Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
  • Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
  • Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают

Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста

Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание.

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.

У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим.

Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.

Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.

Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

Воспитание дошкольников в труде

Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить,— это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой. А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи. Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу,— писал он.— Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда». В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах. Советская дошкольная педагогика разрабатывает проблемы воспитания детей в труде, следуя основным принципам трудового воспитания, обоснованным Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.[5, с. 99]

Читать еще:  Работа с родителями по проблеме трудового воспитания

Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности и тренирует память. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Ухаживая за растениями — здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. [6, с. 331]Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки — умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.[7, с. 189]

По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:

· хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;

· труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;

· ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

· самообслуживание.[8, с. 112]

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.[9, с. 162]

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.[10, с. 173]

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возможности и учитывая их сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность и активную инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам.

Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам. [11, с. 243]

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие»; «Понюхай цветок»; «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т. п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.[12, с. 195]

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.). У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Читать еще:  Понятие экологическое воспитание дошкольников

Таким образом, все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.[13, с. 261]

Как правильно организовать трудовое воспитание детей дошкольного возраста?

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.
Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков;
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей;
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно?

Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать; что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  1. Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  2. В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  3. К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector