221madou.ru

Мама и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание любви к природе дошкольников

Воспитание любви к природе дошкольников

Воспитание любви к природе у дошкольников.

воспитатель детского сада МБОУ гимназия «УВК№1»

Коминтерновский район г. Воронеж

Швецова Ольга Митрофановна

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Я считаю, что важная сторона экологического воспитания — это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.

Самостоятельные дела и поступки детей — это уже критерий экологической культуры. Наш детский сад работает по проблеме экологическое воспитание уже более 18 лет, в основе лежит программа «Детство» (Т.И. Бабаевой и др.), также используются программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А.Рыжовой «Наш дом природа», «Мы» Кондратьевой и др. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к тяжелой самостоятельной жизни животных, желание им помочь. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты, светотени, пейзажи в разное время года и многое другое. При этом взрослый должен понимать, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных неиспорченных, неотправленных, неограниченных условиях — это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми (путешествие в лес, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Экологический калейдоскоп» и т.д.). Для воспитания любви к природе использую самые разнообразные методы и формы работы. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно — ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи.

Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь придумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитанию национальной гордости за свою страну, в которой создана цепь природных заповедников и национальных парков, где оберегается первозданность природы, как национальное достояние, а также памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Одним из важнейших условий реализации воспитания любви к природе являются организация предметно — развивающей среды. В групповой комнате размещен уголок — природы, экологическая лаборатория, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотеки, и т.д. В экологической лаборатории дети ставят простейшие опыты, ведут наблюдения. Уголок природы в группе мы называем с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь ребенок наблюдает за растениями, ухаживает.

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотив поведения. Большую роль в воспитании любви к природе оказывает прогулка. Территория детского сала используется для создания фрагментов природы и культурных ландшафтов. Есть альпийские горки, красивые клумбы, различные деревья и кустарники. Около детского сада есть березовая аллея, участок небольшого естественного луга. На прогулке я веду наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, деревьями и кустарниками. Из познавательных бесед и наблюдений дети узнали о назначении отдельных частей растений. Дети убеждаются в истине, что растения это тоже живой организм: растут, размножаются, реагируют на некоторые внешние воздействия. Также рассматриваем жучков, паучков, бабочек, птиц (воробья, синиц, сороку, голубей). Живая природа состоит из двух частей: растительного и животного мира. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира.

Достижения определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особенно обращаю внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы: «Я и природа», «Наши домашние питомцы», «Птицы наши друзья», привлекаю родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, посадке растений, изготовление скворечников и кормушек. Взрослые должны понять, что впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю оставшуюся жизнь и часто влияют на отношения человека к природе и Родине.

Хочется верить, что любовь к родной природе поможет нашим воспитанникам жить в гармонии с окружающим миром.

«Воспитание любви к природе у дошкольников»
консультация по окружающему миру на тему

Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем

Скачать:

ВложениеРазмер
provotorova_s.v._vospitanie_lyubvi_k_prirode_u_doshkolnikov.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Провоторова Светлана Викторовна

детский сад МБОУ гимназии «УВК №1»

Коминтерновский район г. Воронеж

«Воспитание любви к природе у дошкольников»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Я считаю, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим.

Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к тяжелой самостоятельной жизни животных, желание им помочь. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты, светотени, пейзажи в разное время года и многое другое.

Для воспитания любви к природе в нашем детском саду используются самые разнообразные методы и формы работы. Это непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные сюжетно – ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи.

Большую часть в экологическом воспитании отводятся беседам. Когда педагоги рассказывают о природе и ее богатствах, своей задачей они ставят не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитанию национальной гордости за свою страну, в которой создана цепь природных заповедников и национальных парков, где оберегается первозданность природы, как национальное достояние, а также памятники природы, пронесшие свою красоту и уникальность через века. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни.

Одним из важнейших условий реализации воспитания любви к природе являются организация предметно – развивающей среды. В групповых комнатах размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотеки, и т.д. В экологической лаборатории дети ставят простейшие опыты, ведут наблюдения. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т.д.). Уголок природы в группах мы называем «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Здесь ребенок наблюдает за растениями, ухаживает за ними.

В своей работе с детьми воспитатели использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотив поведения. Большую роль в воспитании любви к природе оказывает прогулка. Территория детского сада используется для создания фрагментов природы и культурных ландшафтов. Есть альпийские горки, красивые клумбы, различные деревья и кустарники. Около детского сада есть березовая аллея, участок небольшого естественного луга. На прогулках педагоги ведут наблюдения за насекомыми, птицами, растениями, деревьями и кустарниками. Например, наблюдая за одуванчиками и др. цветами дети выяснили, что цветы реагируют на изменения погоды и времени суток, перед дождем. Из познавательных бесед и наблюдений дети узнали о назначении отдельных частей растений. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира.

Достижения определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особенно обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы: «Я и природа», «Наши домашние питомцы», «Птицы наши друзья», привлекаю родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, посадке растений, изготовление скворечников и кормушек.

В каждой группе и в методическом кабинете ДОУ подобраны библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное, организуют конкурсы и викторины.

Взрослые должны понять, что впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю оставшуюся жизнь и часто влияют на отношения человека к природе и Родине.

Хочется верить, что любовь к родной природе поможет нашим воспитанникам жить в гармонии с окружающим миром.

«Я полюблю природу» или экологическое воспитание детей

В современном мире экологическое воспитание является очень важным педагогическим моментом. Чем раньше начнется прививаться любовь к флоре и фауне, тем быстрее юный человек станет осознаннее относиться к окружающему миру и людям.

Эковоспитание тесно взаимосвязано с другими психологическо-педагогическими направлениями работы с детьми и их родителями:

  1. Формируя бережное отношение к родной природе.
  2. Моделируются и патриотические чувства.
  3. Знакомясь с окружающей обстановкой, расширяется кругозор ребенка.
  4. Закрепляя навыки бережного отношения природным ресурсам, развивается рациональный подход к своим действиям и поступкам.

Как воспитать?

Говоря об экологическом воспитании детей, прежде всего понимается тот комплекс педагогических средств и материалов, которые направлены на конечное формирование экокультуры, привитие любви к окружающему миру, рациональному отношению к природному сырью, а также созданию определенного багажа экологических знаний.

Экологические знания — это тот базис, на котором можно выстроить всю дальнейшую работу по воспитанию бережного и рационального отношения к природе, развитию эмпатии и чувства прекрасного.

Для реализации самых разнообразных задач по экологическому воспитанию существует довольно широкий спектр педагогических средств и методов, подходящих для апробации как в детских садах, так и школе.

Дошкольный возраст

Экологическое воспитание начинается уже тогда, когда малыш появляется в родном доме. Он впитывает с молоком матери то отношение к окружающему миру, которое установлено в его семье.

Целенаправленным воспитание становится тогда, когда ребенок начинает понимать и осознавать то, что происходит вокруг него.

Поэтому в задачах многих детских общеобразовательных учреждений стоит включение экологического воспитания в образовательную деятельность. Причем чем раньше эта деятельность осуществляется, тем лучше.

Любое воспитание невозможно без личного примера. Экологическое воспитание будет эффективно тогда, когда есть активная среда, в которой создается правильное отношение к природе. Именно в такой благоприятной среде можно добиться выполнения следующих задач:

  1. Сформировать интерес к окружающему миру.
  2. Создать все предпосылки для активной и гуманной деятельности по отношению к природе.
  3. Заложить в систему ценностей экологическое сознание, нравственное отношение к миру вокруг.
  4. Дать стройную систему экологических знаний.
Младший

Младший дошкольный возраст — это период, когда ребенок только начинает познавать окружающий мир, он знакомится с ним посредством эмоций и ощущений.

В таком возрасте главное потрогать интересную структуру, понюхать вкусно пахнущий цветок, попробовать на вкус, послушать занимательный рассказ, внимательно понаблюдать за происходящим. Именно с помощью органов чувств педагог или родитель начинает закладывать основные экологические понятия. И постепенно малыш начинает понимать, что мир вокруг него живой, нельзя обижать слабых (животных, растения), нужно помогать и оберегать (например, положить еду в кормушку зимой).

Старший

Становясь старше, ребенок уже начинает осознавать, к чему могут привести его поступки.

Активно пополняется его багаж знаний об окружающей среде. В этом, в качестве хорошего подспорья, могут выступать разнообразные вылазки на природу (прогулки, походы).

Ребенок уже способен анализировать, проводить небольшие эксперименты и опыты (посадить семечко, ухаживать за ним и наблюдать, как оно вырастает). У него формируется познавательная активность и экологическая грамотность.

Ранний школьный период

Когда дошкольник приходит в первый класс, он уже обладает значительным багажом знаний, который значительно тяжелеет во время его учебной деятельности, особенно на предмете природоведения. Именно на этом предмете показывается, как человек и его деятельность неразрывно связаны с природой.

Появляются первые зачатки экологической культуры:

  1. Школьник знает как вести себя экологично, не вредя окружающей среде.
  2. Появляется потребность в развитии и углублении познаний о природе.
  3. Развивается бережное отношение к окружающей среде.
  4. Формируются эстетические чувства посредством наблюдения за красотой мира, которые выражаются в творческой деятельности.
  5. Появляется инициативность в решении разных проблем.

Экокультура

Конечным итогом любой экологической методики воспитания является формирование экологической культуры человека. При этом экокультура понимается как сформированное отношение к миру вокруг, как личная ответственность перед природой и ее ресурсами, а также благоприятные поведение и деятельность по отношению к окружающей среде.

Экологическая культура создается не только в образовательных учреждениях, но и укрепляется (либо разрушается) в семье, в окружении человека. Чем выше будет уровень культуры вокруг, тем выше будет она и подрастающего поколения, ведь дети учатся на примере своих родителей и тех, кто живет с ними рядом.

Но образовательное учреждение способно вложить в сознание человека одну простую мысль, что каждый несет свою персональную ответственность за мир, в котором он живет, и потребительское отношение к природе ведет в тупик, к истощению природных ресурсов, которых может уже не хватить следующему поколению.

Любовь к природе

Экологическая культура невозможна без чувственного подкрепления, без любви к природе. Бережное, разумное отношение к окружающему миру является одним из доказательств такой любви.

Каждый человек, и даже ребенок, способен проявлять нежные чувства заботы и любви. Сохранить и приумножить, такие задачи зачастую ставят подрастающему поколению.

И эти задачи вполне решаемы. В самых простых шагах, таких как, например, устойчивая привычка не сорить (и не засорять мир).

Любовь к природе может быть сравнима с любовью к матери. Рождаясь, ребенок испытывает потребительские чувства.

Мать для него все: и пища, и вода, и эмоции, и мир. Но подрастая, эмоциональная связь ребенка крепнет и он уже не только потребляет ресурсы матери, но и способен отдавать в ответ, хотя бы свои эмоции. Природа изначально только отдавала свои ресурсы своим детям, и человеку в частности. Но теперь, пришла очередь человека, проявить заботу об окружающей среде.

Заключение

На сегодня экологическое воспитание крайне важно. К сожалению, реалии таковы, что во многих точках мира установился экологический кризис. И если человечество будет идти все по тому же пути потребительства, то ситуация усугубится до критической. Поэтому воспитанию подрастающего поколения отводится так много надежд. Новое поколение с формированной экокультурой жизни сможет преодолеть кризис и воссоздаст самую благоприятную обстановку.

Воспитание у дошкольников любви к природе

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Чумаченко Евгения Андреевна

Курсы профессиональной переподготовки

по направлению «Дошкольное образование»

Воспитание у дошкольников любви к природе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие наглядно-образного мышления и воображения, начинают формироваться морально-нравственные критерии. Всё это создаёт благоприятные условия для того, чтобы максимально расширить предпосылки к воспитанию любви к природе.

Воспитание любви к природе у дошкольников, основанное на принципах единства воздействия на чувства, опыт, сознание, поведение – основа гармоничного и целостного развития личности ребёнка, достигается путём экологического воспитания — формирования сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. 1 Любое педагогическое воздействие, должно вызывать положительный эмоциональный отклик, формировать осознанность, расширять представления об устройстве и явлениях мира.

Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач :

— образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

— воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

— развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

ГЛАВА ПЕРВАЯ «Сущность экологического воспитания»

Общение с природой и художественный труд – подходящие инструменты, для решения этой задачи. Развивать способность видеть красоту, формировать бережное отношение к природе нужно с детства, при этом важно учитывать принцип последовательности, уровень развития и индивидуальные особенности ребёнка. Нравственный опыт и мастерство педагога, сочетающее доброту и требовательность, позволяет прививать детям уважительное отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание — составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания, формирование которого необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, есть две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют особенности этого процесса:

формирование экологических представлений;

б)развитие экологического сознания и чувств;

формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

выработка навыков и привычек поведения в природе;

преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе;

Также огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: развитие экологического сознания, формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности, выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек, воспитание устойчивой воли, формирование значимых целей экологической деятельности.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

ГЛАВА ВТОРАЯ «Воспитание любви к природе у дошкольников»

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю» 3 .

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Например, дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление — один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель — научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время — снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!). Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете. Как говорится, для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за природе 4 .

ГЛАВА ТРЕТЬЯ «О воспитании любви к природе через понимание родины»

Программа воспитания в детском саду включает в себя воспитание любви к Родине. Так с чего же начинается Родина? С кудрявой березки, шумящей на ветру, с переливчатой трелью соловья, с улицы, проросшей травой – со всего того, что окружает человека с первых дней жизни. Воспитывая в детях любовь к природе, мы тем самым воспитывает у них любовь к Родине, и делать это нужно с самого раннего возраста. Научить детей видеть красоту окружающей родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней, одна из главных задач педагога.

Дошкольники, особенно старшие, очень любознательны. Они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в ее тайны. Большие возможности для наблюдений дает уголок природы. В воспитании у детей интереса к растениям большую роль играют занятия, направленные на знакомство с комнатными растениями.

Также большое значение для воспитания у дошкольников интереса к природе, имеют наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире. Весна — время увлекательных наблюдений. Всё приходит в движение, оживает после долгого зимнего сна. Необходимо обращать внимание детей на изменения в природе, отмечать, что весеннее солнце ярче зимнего, что цвет неба меняется в зависимости от погоды. На прогулках можно прислушиваться к пению скворцов, обращать внимание на их внешний вид: длинный и тонкий клюв, которым удобно отыскивать и выбирать насекомых.

В ненастную погоду, полученные на прогулках знания важно закрепить с помощью дидактических игр, например, «Назови и опиши птиц» и «Кто улетает, кто остаётся», загадывать загадки о птицах, петь песни, рассказывать стихи и прослушивать аудиозаписи с голосами птиц.

В работе с дошкольниками полезно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат интересный познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему. Например, если дождь идет при солнечной погоде, значит скоро прекратится или появится радуга.

Стихи с описанием русской природы можно найти у А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Фета, И. Сурикова, И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Блока. Красоту родной природы раскрывают рассказы М. Пришвина. Их произведения способствуют пробуждению у детей любви к родной природе, сознательному отношению к красоте, ко всему живому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания 5 . Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. — № 1. – 1988

Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. — № 8. – 1986.

Электронный словарь «Академик».

1 Электронный словарь «Академик».

Режим доступа: http://dic.academic.ru

Дата обращения: 26.07.2016

2 Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. — № 1. – 1988.

3 Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.- С. 105.

4 Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991. – С. 75 – 77.

5 Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. — № 8. – 1986. – С. 23

Читать еще:  Статьи по духовно нравственному воспитанию дошкольников
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector