221madou.ru

Мама и Я
150 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание ребенка как человека культуры и нравственности

Концепция Е.В. Бондаревской «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности»

В исследовании Е. В. Бондаревской личностно ориентированное воспитание понимается как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. По мнению автора, овладение учащимися базовыми основами культуры — фундаментальная задача общепедагогической подготовки. В качестве основных ценностей, определяющих ориентации воспитания, Е. В. Бондаревская выделяет:

-человеческие (социальная защита личности, помощь, поддержка его индивидуальности, творческого потенциала);

— духовные (совокупный опыт человечества, отраженный в философских теориях и способах мышления);

— практические (способы практической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы);

— личностные (способности, индивидуальные особенности личности, собственного жизнетворчества).

Цель и принципы воспитания. Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.

— индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

Содержание воспитательного процесса. Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающий универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический — различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;

в) жизнетворческий (событийный) — события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

г) морально-этический — накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

д) гражданский— участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;

е) личностный — насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий — средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.

В концепциях личностно-ориентированного воспитания этот источник усматривается внутри ребенка в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. В силу этого ученик выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способным ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничестве. Именно факт признания наличия у ребенка внутреннего потенциала саморазвития направляет внимание и заботу воспитателя на развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, — внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии.

Вместе с тем духовные, интеллектуальные и физические силы ребенка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и жизни в целом. Ему нужна педагогическая помощь и поддержка.

Однако педагогическая поддержка, в представлениях автора концепции, не имеет ничего общего с идеей «управления развитием ребенка», разделяемой авторами иных концепций. Дистанцирование от идеи «управления» обусловлено пониманием воспитательного процесса как внутренне детерминированного самодвижения личности к своей «идеальной форме», индивидуальной целостности, самобытности, а воспитания — как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности. Поэтому в контексте личностно-ориентированного воспитания культурологического типа есть смысл говорить только о поддержке, но не об управлении. Формы и методы поддержки Многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих других факторов. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:

-изучение узловых событий жизни ребенка;

-педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;

-эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

-совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;

-адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;

-вовлечение его в педагогические и жизненные события;

-раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

( Бондаревская Е. Е. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 17-29.)

Воспитание ребенка как человека культуры

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской.Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:

— жизнетворчество — включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

— социализация — вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения;

— культурная идентификация — востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

— духовно-нравственное развитие личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

Читать еще:  Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста

— индивидуализация — поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

— природосообратости, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

— культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

— индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

— ценностно-смыслового подхода, направленного на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

— сотрудничества, предусматривающего объединение цепей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, и взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Основу содержания процесса воспитания ребенка составляет субъективный опыт личности с его ценностями и мыслями, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой), включающего универсальные общечеловеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический — различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;

в) жизнетворческий (событийный) — события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

г) морально-этический — накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

д) гражданский — участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;

е) личностный — насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекция и самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий — средства развития способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Содержание воспитания по мере развития детей насыщается их опытом, жизненными и воспитательными ситуациями.

Механизм воспитания. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:

— изучение узловых событий жизни ребенка;

— педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;

— эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

— совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;

— адаптация воспитательных средств к характеру ребенка;

— вовлечение его в педагогические и жизненные события;

— раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

1) уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности,

2) способность к нравственной саморегуляции поведения,

3) мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.

Культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
kulturno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Сказка» пгт.Джубга

муниципального образования Туапсинский район

Воспитатель: Кильпикова О.А.

1.Цели, задачи, предполагаемый результат.

2.Понятия «духовность» и «нравственность».

3.Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость ее воспитания.

3.3.Культурно – гигиенические навыки.

4.Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культурно-нравственных навыков детей в детском саду.

5.Нормы взаимодействия людей, связанные с типами отношений.

5.1.Отношение с близкими.

5.2.Отношение со сверстниками.

5.3.Отношение с людьми в общественных местах.

5.4.Отношение к самому себе.

5.5.Отношение к природе.

7.Основные способы педагогического воздействия на детей.

Список используемой литературы.

Конечная цель разумного воспитания

детей заключается в постепенном

образовании в ребенке ясного

понимания вещей окружающего

мира. Затем результатом понимания

должно стать возведение добрых

инстинктов детской натуры в

сознательное стремление к идеалам

добра и правды и, наконец,

постепенное образование твердой

и свободной воли.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла , жестокости и агрессии окружающего мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью культурно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

1. Цели, задачи, предполагаемый результат.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое культурно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Целями культурно-нравственного воспитания являются:

— заложить основы нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

— воспитывать в детях сострадание, умение прощать обиды, желание помогать окружающим, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми;

— учить быть примером для других, избегать зла, зависти, уметь просить прощения, поступать честно;

— способствовать сохранению чистоты.

— развивать правовую базу для нравственного воспитания в процессе досуговой и факультативно-кружковой деятельности детского сада;

— воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

— приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;

— совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;

— формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;

— воспитывать такие чувства как любовь и доброту.

С помощью систематичной работы по нравственному воспитанию предполагается достичь следующих результатов:

— устойчивость навыков поведения;

— сформированность основ ценностных сфер личности;

— стабильность психического развития;

— целостность восприятия мира;

— воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

— развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

2. Понятия «духовность» и «нравственность».

В воспитании культурно-нравственных качеств детей часто путают такие понятия как «духовность» и «нравственность».

Нравственность, по значению – набор нравов. Нрав – способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людей и есть исполнение правил поведения в обществе.

Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться.

Нравственность – один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Сущность нравственности является предметом этики.

Нравственность- совокупность норм, определяющих поведение человека. Нравственность – это свод норм поведения, принятый определенным обществом, как обязательный для его членов.

Духовность – это, в первую очередь, сущность, принадлежащая личности. Духовность предполагает не только наличие идеала, но и искренне желание человека достигнуть этого идеала. Это значит, что совершая духовный путь, человек постоянно оценивает, насколько он соответствует своему идеалу, постоянно ставит перед собой конкретные задачи и постоянно оценивает, насколько результативны его усилия.

Н.Г.Чернышевский считал духовным человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть, приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимыми для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создается представление о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются – это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей.

3. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость ее воспитания.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в различных видах деятельности.

3.1. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Важным показателем культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умением дорожить временем.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание ее цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

3.2. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка нужно учить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

3.3. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл. Ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время приема пищи, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

Уже в раннем возрасте выполнение режима создает известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо, прежде всего, приучать ребенка выполнять требования режима (во время садиться за стол для приема пищи), привит ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вещать одежду на стул). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

Ребенок, раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр. Складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.

Нравственное воспитание личности

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда. Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть. Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении. Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» – характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия , забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий. К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия , надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector