221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитывать эстетические чувства

Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 05.08.2015

Статья просмотрена: 1233 раза

Библиографическое описание:

Довгополая Т. В. Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8626/ (дата обращения: 23.03.2020).

В статье рассматривается проблема воспитания эстетических чувств средствами народной сказки у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема эстетического воспитания детей является предметом исследования многих ученых: О. С. Богдановой, Я. А. Коменского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, И В. Павлова, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Л. А. Харитоновой, И. Ф. Харламова, Л. С. Ульяницкой, М. И. Шиловой.

В частности методика воспитания эстетических чувств освещена в трудах P. C. Буре, H. A. Ветлугиной, А. М. Виноградовой, Н. В. Дуровой, М. М. Кониной, В. Г. Нечаевой, Л. Ф. Островской, Л. П. Стрелковой, А. М. Счастной, А. П. Усовой, М. И. Шаровой и др.

Однако проблема воспитания эстетических чувств детей дошкольного возраста средствами народной сказки исследована недостаточно, что и обосновывает актуальность нашего исследования.

Целью статьи является определение дидактических и методических возможностей народной сказки в воспитании эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Эстетические чувства — это чувства, вызываемые у человека красотой или безобразием воспринимаемых объектов (произведений искусства, людей, а также их поступков и действий, явлений природы) [6, с. 260].

Эстетическое воспитание определяется в педагогике как развитие способности чувствовать, воспринимать, видеть прекрасное в жизни и в искусстве, а также как воспитание стремления человека участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [6, с. 258].

Таким образом, оно является целенаправленным постоянным воздействием на человека с целью его эстетического развития, то есть формирования у него восприятия прекрасного, чувств, вкусов, эстетического сознания, правильного понимания высокого в действительности и в искусстве; развитие эстетических интересов и потребностей, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

По мнению большинства ученых, наиболее значимым и благоприятным периодом в воспитании эстетических чувств является старший дошкольный возраст детей. Именно в этот период закладываются основы нравственных качеств, восприятия и оценки окружающей действительности. Немаловажное значение в достижении положительных воспитательных результатов имеет использование фольклора, мудрость которого напрямую воздействует на эмоциональное состояние ребенка.

«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества». М. Горький

Одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания дошкольников, на наш взгляд, является такой жанр фольклора, как народная сказка. Она не утрачивает своего значения и обладает мощным воспитательным потенциалом. «Это первые и лучшие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа», — отмечал в свое время К. Д. Ушинский [5, с.114].

Народные сказки демонстрируют нахождение личности в обществе, особенности человеческих взаимоотношений. Передача образцов нравственного поведения в них происходит через действия конкретных героев, на поведение которых ребенок обращает особое внимание. Так как с первых слов сказки вводят в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, а люди понимают их язык, герои отправляются в далекие путешествия, где они подвергаются опасным испытаниям — одолевают чудовищ. И всегда добро побеждает зло!

«Слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» А. С. Пушкин.

У каждого народа имеются свои аутентичные национальные сказки, связанные между собой. Исследователь русских народных сказок В. Я. Пропп писал: «Сказка — это символ народного единения. Народы понимают друг друга именно сказках. Независимо от языковых, территориальных или государственных границ, они широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство» [3, с.25].

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях нашего региона актуальным становится изучение сказок народов Крыма. Такие сказки являются доступными и полезными для воспитания детей дошкольного возраста. Кроме того, крымские сказки знакомят детей дошкольного возраста с особенностями культуры как своего народа, так и народов-соседей, наряду с обучением воспринимать прекрасное, уже с раннего детства воспитывают толерантное отношение к ближнему.

Например, познавательными и увлекательными могут стать сказки крымских татар, среди которых «Заяц-слуга», «Сказка о мудром ишаке» и др. Они возбуждают и развивают фантазию ребенка, помогают усвоить красоту сказочной речи, народных выражений, знакомят с нормами поведения, вызывают оценочные суждения, что является важным условием воспитания эстетических чувств.

Образцом духовного богатства, культурного наследия, создаваемого многими поколениями, являются русские народные сказки. В них отражены моральные нормы человечества, выработанные в обыденной трудовой деятельности. Такие сказки как «Волшебная амфора», «Муж да жена» и др. способствует воспитанию в детях общечеловеческих ценностей, дружественных отношений между представителями разных народов, включают в себя огромный пласт информации, связывают между собой прошлое, настоящее и будущее.

Благодаря особой интонационной окраске, использованию универсальных языковых выразительных средств, таких как сравнения, эпитеты, метафоры, сказки передают отношение народа к определенному предмету, явлению, событию. Изобразительные средства в народных сказках метки, эмоциональны и обладают эффектом оживления речи, возбуждения у детей эмоциональных ощущений [1, с. 134].

Использование в процессе воспитания эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста народных сказок оказывает существенное влияние на формирование у них чувства прекрасного.

Определяя значение сказки в эстетическом воспитании, необходимо также подчеркнуть, что сказка опирается на жизненный опыт ребенка, учит навыкам правильного поведения, разграничению понятий «хорошо» — «плохо».

Следовательно, выбор текстов художественной литературы, доступных для понимания является средством повышения эффективности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В результате общения с народной сказкой у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, к духовным ценностям [2, с.120].

Выводы. Народные сказки, имея огромный воспитательный потенциал, способствуют организации процесса воспитания в детском саду как наиболее увлекательный творческий процесс. Наряду с этим, способствуют эффективному воздействию на воспитание эстетических чувств детей, развитие эстетического восприятия фольклорных произведений, эстетического видения окружающей действительности с ранних лет.

Таким образом, одним из самых благоприятных периодов в процессе воспитания эстетических чувств личности является старший дошкольный возраст. Наиболее эффективным средством воспитания представляются народные сказки, оказывающие мощное воздействие на восприятие, умение чувствовать, различать прекрасное в жизни и в художественной литературе. Следовательно, при организации процесса формирования эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста воспитателям необходимо учитывать широкие дидактические и методические возможности народной сказки.

1. Лихачев Д. Б. «Теория эстетического воспитания — М.: Педагогика. — 2002, 183с.

2. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980. –183с.

3. Пропп В. Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ,1991. — 335 с.

4. Сидорова Л. А. О возможностях народной сказки в воспитании ребенка-дошкольника //Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 8. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. С. 196–202.

5. Ушинский К. Д. Педагогические приложения глав о чувствах. Собр. соч.: В 11т. Т. 10. М.; Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. –540 с.

Формирование эстетического воспитания и его развитие

Эстетическое воспитание – направление воспитания, задачей которого является обучение человека пониманию, навыкам оценки прекрасного, окружающего его.

Что значит “прекрасное”? Оно отличается от понятий “красота”, “красивый”. “Прекрасное” – описание, включающее тонкие понятия. Такие как гуманизм, духовность, совершенство, гармония, мораль. “Красота” – описывает внешнюю форму, которая способна изменяться в зависимости от исторического времени, моды, предпочтений конкретного общества.

Формирование эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – часть культуры личности, необходимое направление любого развитого общества. Формирование личности ребенка, познание правильного отношения к красоте окружающего мира – сложный процесс, содержащий в основе гармоничное развитие чувств.

Читать еще:  Воспитание любви к природе

Эстетическое воспитание осуществляется совместно с трудовым, нравственным воспитанием. Оно проходит через все сферы жизни ребенка. Формирование моральных, умственных качеств (тонкость чувств, особенности мышления, характер, моральные ценности, установки) – основа формирования эстетических.

Сформированные способности подчеркивают индивидуальность каждого члена общества. Эстетически развитый человек всегда обладает высоким моральным, интеллектуальным уровнем.

Цели, задачи

Роль эстетического воспитания в развитии личности любого человека крайне важна. Оно ставит перед собой цель – развить у человека возможность воспринимать красоту в повседневной жизни и художественном искусстве, сформировать культуру личности, состоящую из компонентов:

  • Восприятие – способность замечать внутреннюю красоту;
  • Чувства – особенности эмоциональной оценки;
  • Потребности – желание “общения” с прекрасным;
  • Вкус – способность оценивать;
  • Идеалы – сформированные представления о прекрасном.

  • формировать гармоничную личность;
  • формировать способность видеть, оценивать прекрасное;
  • вырабатывать эстетические чувства, чувства вкуса;
  • развивать способности к творчеству.

Содержание воспитания

При правильном воспитании у детей должно произойти:

  • формирование знаний о прекрасном;
  • освоение основных критериев: “возвышенное”, “низменное”;
  • освоение навыков оценки;
  • освоение категорий смешного, серьезного, комического;
  • формирование знаний элементарной художественной культуры;
  • приобретение первоначальных знаний и навыков (слушания музыки, наблюдения за явлениями, отделения индивидуальных, общих свойств, особенностей);
  • развитие стремления к творчеству, инициативности.

Средства, критерии

Эстетическое воспитания включает организацию разнообразной деятельности (художественной, трудовой, эмоциональной, оценочной, природоохранной).

  • Произведения искусства (скульптура, музыка, литература, живопись);
  • Природа;
  • Эстетика взаимоотношений, внутреннего мира человека;
  • Средства массовой информации;
  • Народные традиции.

Критерии эстетической культуры:

  • потребность преображения действительности согласно законам прекрасного;
  • знание основ искусства, культурных традиций;
  • стремление созидания искусства, общению с природой;
  • умение принимать, понимать искусство, оценивать;
  • потребность самовыражения;
  • эстетизация отношений, труда.

Чтобы воспитание было успешных, необходима организация воздействия нескольких основных факторов:

  • Воздействие на ребенка произведений искусства;
  • осуществление воспитания в труде, деятельности;
  • организация направленного влияния окружающей предметной среды;
  • занятия художественной деятельностью;
  • теоретическое воспитание.

Развитие эстетического воспитания

Эстетические чувства, как и моральные, не являются врожденными. Для их формирования требуется специальное воспитание. Чувства – особое отражение в человеке окружающего мира. Они не могут возникнуть, развиваться там, где в окружении отсутствуют формы, краски, звуки – образцы прекрасного.

Основное средство приобретения эстетических чувств, качеств – произведения искусства. Они способны формировать личностные идеалы, сформировать вкус, содействуют повышению чувствительности. Произведения искусства сочетают трагедию и комедию, низменное и возвышенное, красивое и прекрасное. Они – основной фактор эстетического воспитания.

Пассивное общение с произведениями культуры не так эффективно, как организация восприятия с моментом сотворчества, сопереживания читателя, слушателя. Понимание произведения, переживания, возникающие при его просмотре или прослушивании, вносит свой вклад в становление культуры человека.

Важные способы формирования – теоретические формы: уроки, лекции, посещение музеев, галерей, концертов, формирующих запас знаний о культуре.

Формирование правильного отношения к прекрасному невозможно только посредством красоты природы, приобщения к произведениям искусства. Обретая свободу в деятельности, человек соприкасается с источниками прекрасного в обществе. Эстетическое воспитание трудом – направление необходимое для формирования культуры личности как части общества.

Особое значение приобретает мода – сложное, многостороннее явление сознания.

Средства массовой информации вносят свой вклад в развитие чувства прекрасного. В них заложены неограниченные возможности воспитания.

Факторы, влияющие на формирование эстетических качеств неразрывно связаны друг с другом. Особенно важна мотивация человека к развитию, его потребность в приобщении к прекрасному.

Эстетическое воспитание и семья

Формирование чувства прекрасного начинается с самого раннего детства. Роль семьи, родителей в становлении этого чувства у ребенка на ранних этапах становления личности неоценима. Для ребенка мать, отец являются идеалами. Личный пример родителей, методы воздействия (применение песен, колыбельных, посещение культурных заведений, прочтение книг, рисование) формируют фундамент для развития эстетических качеств у ребенка.

Факторы влияния семьи:

  • внешний вид членов семьи;
  • семейная атмосфера, доверительность, взаимное уважение;
  • эмоциональность;
  • формы воздействия;
  • умение родителей выражать чувства;
  • эстетика быта (оформление детской комнаты, жилого пространства, цветы, чистота, порядок).

Все это оказывает положительный эффект при формировании внутреннего чувства прекрасного, находящего свое выражение в становлении личности ребенка в будущем.

Дети до школы начинают проявлять эстетические качества личности при рисовании, построении замков из кубиков, снега, песка. На этом этапе родителям важно помочь им не затормозить, а ускорить развитие этих качеств. На этом периоде формируется интерес ребенка к труду, желание понимать красоту.

Первоначальные чувства у ребенка вызывает красивая музыка, детские украшения (банты, яркая одежда, игрушка). Важно побуждать интерес к произведениям литературы. При слушании у детей развивается речь, чувство ритма, чувствительность слуха, эмоциональность голоса.

Воспитание в дошкольном учреждении

Попадая в детский сад, ребенок окунается в новый мир. Вопросы прекрасного начинаются в нем с оформления помещения. Все, что окружает малыша, должно быть чистым, аккуратным. Помещение насыщено произведениями искусства: картинками, произведениями декоративного искусства. Особая роль отводится народному творчеству. Большое значение в детском саду приобретают занятия по музыке, рисованию, лепке, чтению.

Игры с пением, хороводами; сценки из сказок, детских книг, применение народных костюмов – лучшее средство развития нравственно-эстетической культуры ребенка.

Наиболее применимым средством является природа – источник разнообразных качеств. Прогулки, экскурсии учат замечать прекрасное в окружающем. Пение птиц, животные, цветы, шум деревьев – дают воспитанникам положительные эмоции от пребывания на улице. Важно также создание специализированных “уголков природы”.

Первые эмоционально – эстетические качества зависит от игры. Влияние художественно оформленных игрушек на ребенка доказано. Игрушки, выполненные в народном стиле, – отличное средство для развития уважения к народным традициям.

Воспитание и школа

Школа влияет на становление всех качеств ребенка. Особое значение имеют уроки русского языка, литературы, знакомящие детей с красотой родного языка, помогающие ценить произведения литературы. Занятия по музыке развивают голос, слух, приобщают к музыкальным произведениям мирового искусства, рисование способствует формированию художественного вкуса, приобщает к изобразительному искусству.

Внеклассные мероприятия разносторонне влияют на формирование разных качеств у школьников. Велико значение в формировании культуры понимания прекрасного досуговых, дополнительных учреждений образования: музыкальных, изобразительных школ, студий танцев и музыки.

Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, дошкольные учреждения, школа. Родителям, учителям необходимо постараться создать обстановку, в которой у ребенка как можно быстрее развивается чувство красоты, чистоты, аккуратности. Эти качества становятся определяющими при развитии чувства прекрасного и общей культуры личности.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

«РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка» города Бийска

Бочарова Анна Александровна

«Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности»

Условия возникновения и становления опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

Теоретическая база опыта

Ведущая педагогическая идея

Методы и приемы

Перспективный план работы

Тема: «Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности»

Материал обобщен воспитателем Бочаровой Анной Александровной МБДОУ «Д/с № 47 — ЦРР».

Данная работа направлена на развитие эстетических чувств старших дошкольников посредством художественной деятельности.

Эстетическое воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера (эстетические чувства), совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.

Одним из средств эстетического воспитания детей является художественная деятельность, которая способствует воспитанию чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства, формированию потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации, музыке, слове. В процессе художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства, которое способствует развитию эстетических чувств детей.

С этой целью разработаны: перспективный план, конспекты занятий, картотека бесед, загадок, стихотворений.

Читать еще:  В основе нравственного воспитания лежат

Условия возникновения и становления опыта

Опыт сформирован (2016-2018гг.) на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 — Центр развития ребенка» города Бийска, в разновозрастной группе № 9 для детей 5-7 лет . Группа работает по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47 — ЦРР», разработанной с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательным областям относится область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Методический кабинет оснащен методической литературой по теме «Развитие эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности» .

В группе создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда, включающая центр по изодеятельности, создана картотека эстетического развития в старшей группе, подобраны иллюстрации. Все это позволяет эффективно организовать работу на развитие воображения и творческих способностей.

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость.

«Важная задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе»

В. А. Сухамлинский

Эстетическое воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера (эстетические чувства), совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. В первые годы своей жизни ребенок встречается с огромным количеством предметов, явлений и отношений, которые можно назвать прекрасными. Представления о красоте характеризуют общую жизненную позицию, духовную и нравственную суть людей.

Изучением проблем развития эстетических чувств детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги: Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Так, эстетические чувства как психологическая категория были рассмотрены такими психологами, как Г.С. Абрамов, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн. А.М. Виноградова, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова рассматривали вопросы развития эстетических чувств через художественную деятельность детей.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Для того чтобы происходило развитие художественно-творческих способностей, детей необходимо обучать. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции.

Эстетические чувства проявляются лишь тогда, когда человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Воспитывая у детей основы эстетических чувств, педагог учит их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее.

Так, в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства, эстетическое отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что разработанные мероприятия по художественной деятельности могут быть использованы педагогами с целью развития эстетических чувств детей старшего дошкольного возраста.

IV . Теоретическая база опыта

Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Б.Т. Лихачев отмечает, что «эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

По мнению В.М. Ядэшко и Ф.А. Сохина, в процессе эстетического воспитания детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Основными компонентами эстетического воспитания В.И. Логинова выделяет эстетическое сознание, потребности и отношения, эстетическая деятельность. Эстетическое сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, эстетического восприятия, которое формируется в процессе непосредственного общения с действительностью, природой, искусством.

В.И. Логинова отмечала, что эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношениями к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находится в единстве с интеллектом человека.

Эстетическое чувство характеризуется творческими стремлениями. Оно вызывает желание действовать. А. С. Макаренко превосходно показал, как он воспитывал у детей желание «видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой веселой мечте». Дошкольник увлеченно отдается этим переживаниям, стремится действовать, если вызвать у него эту «музыкально настроенную энергию».

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. По мнению Н.П. Сакулиной, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчика в зеленой траве. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например, ветвей деревьев. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например, глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

По словам С.А. Козловой, Т.А. Куликовой «Художественной деятельностью называется такая деятельность, которая непосредственно связана с видами искусства: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика».

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в развитии личности ребенка. Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, сложный и длительный, в процессе которого, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к прекрасному. Главными помощниками в этом трудоемком процессе выступают взрослые – педагоги, родители. От них зависит, сформируются ли у детей основы эстетического вкуса, способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явлений жизни.

Вопрос 1ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эстетическое воспитание — целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входят воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Эстетическая эмоция — высший этап развития человеческой чувственности в ее действенном непосредственном проявлении. Это эмоциональная реакция, отражающая уровень духовной жизни человека, его представление о желаемом и практическом как в настоящем, так и в будущем. По эстетическим эмоциональным реакциям ребенка можно судить об успехах или неуспехах эстетического развития воспитуемого. Эстетические эмоции оказывают влияние на развитие таких Творческих способностей человека, как воссоздающее творческое воображение и фантазия. В результате действия эстетической эмоции рождается эстетическое переживание — конкретное /психическое состояние организма, вызванное определенной системой эмоционально-эстетических / переживаний, невозможных вне личностного смысла.

Эстетическое чувство- социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к явлению или предмету. ;

Эстетическая потребность — одна из основополагающих потребностей личности, внутренний побудитель.

Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного, эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Читать еще:  Возраст нравственного воспитания

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами и переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее, к понимаю, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Развитие художественно-творческих способностей детей Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в непосредственном отображении действительности, вере в ч^пр^дивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.

/ Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на подражании,

Саходит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от кружающега-миря^__

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении.

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений.

Таким образом b дошкольном образе наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. — ^ Формирование основ эстетического вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а что бы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Основные средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления с эстетикой быта, с / прекрасным в труде, природе, общественных явлениях и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними:

1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

2. Чистота, простота, красота.

3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

4. Bсе компоненты оформления должны составлять единый ансамбль. С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя.

Мощным средством эстетического воспитания является родная природа. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката.. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка, у

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важными средствами эстетического воспитания. Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, ее честным, добрым и мужественным людям. Произведения искусств являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, театр, кино.

/ Условием и средством эстетического воспитания является художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративная прикладная практика, дизайн.

Методы эстетического воспитания.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель мог показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой

вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служат активными методами воздействия на ребенка, т.к. опираются на особенность детства — подражательность.

/ Практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций (желание создавать своими руками: лепить, рисовать, мастерить, украшать, участвовать в художественной деятельности разных видов).

По принципу управленияПод прямым руководствомПод косвенным
деятельностью детейвзрослогоруководством взрослого
По способу объединенияСовместная деятельностьИндивидуальная,
детейдетей и взрослого: • фронтальная • по группам • с одним ребенкомподгруппами
По видам деятельностиЗанятия,экскурсии,Театрализованные игры,
праздники, игры,повторение занятий,
развлечения, трудпраздников.

№2 Эстетическое восприятие

С первых дней своей жизни ребенок попадает в мир неизвестных и непривычных для него явлений, под воздействием которых его мозг и психика приходят в деятельное состояние. Начинается знакомство с внешним миром. Уже на первом месяце жизни у ребенка наблюдается избирательно-эмоциональная реакция на внешние события. В момент проявления первичных потребностей у новорожденного нет даже самых элементарных образов и представлений, но уже на первом году жизни у ребенка развиваются познавательные и эмоциональные реакции. По данным физиологии, созревание мозга ребенка совершается быстрее, если его вовлекать в ориентировочную деятельность, предоставляя ему различные игрушки. Жажда новых впечатлений постоянно развивается в познавательной потребности, которая дифференцируется на эстетическую. Предметная деятельность вводит ребенка в мир неизвестной ему меры человеческой жизни. Она дает первые представления о форме (через линию, цвет, звук) и содержании (через значение) предмета, формирует, организует его зрительные и слуховые восприятия, а через них способность к различению особенностей предметов.

Таким образом, уже в дошкольный период формируются исходные элементы, которые составят впоследствии структуру эстетической потребности.

Дошкольный возраст является стадией накопления исходной информации: у ребенка проявляются первые навыки эстетического восприятия и деятельности, складываются основы эстетической культуры. Но объект еще не становится источником эстетических знаний, он больше служит источником непосредственного выражения чувств.

«Ребенок обращается к рисунку или книге, песне или сказке не потому, что он видит их эстетическую значимость. Им руководит познавательный интерес, любопытство, пытливость, у него ‘нет связи между целью и способ действия. Его отношение к доступному ему эстетическому проявлению действительности неустойчиво. Ребенка вводят в мир книг, красок, музыки, прежде чем у него возникает какая-либо форма эстетического отношения к действительности. Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, музыкальным занятиям, воспитатель способствует активизации мышления, обостряет интерес, определяет его избирательность; от систематических и направленных упражнений у ребенка развиваются органы зрения, осязания, вкуса. Но этот возраст пластичен и неустойчив, отчего чаще всего встречаются случайные проявления желаний и интересов.

Поэтому на воспитателе лежит серьезная ответственность за подбор и организацию средств, внешних факторов, за формирование целенаправленного, устойчивого, эстетически-содержательного появления личности.

3 ВОПРОС Разработка плана лекционного занятия педагогической и психологической

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector