221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи трудового воспитания в семье

Портал педагога

Автор: Омельницкая Елена Павловна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУДСКВ№40
Населённый пункт: ГОРОД ОДИНЦОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Наименование материала: Работа с родителями
Тема: «Значение трудового воспитания в семье»
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: дошкольное образование

Статья на сайт ДДУ подготовила : воспитатель Омельницкая Е.П.

Значение трудового воспитания в семье.

Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия

у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность,

занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов,

экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, игры.

Но главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без

собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка

трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда,

при активном участии ребенка в практических делах воспитывается

трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер,

формируются трудовые умения и навыки.

А.С.Макаренко, говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети –

будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет

определяться тем, насколько они готовы к нему. Нашему обществу нужна

творческая личность. Поэтому дети должны относиться к труду не как к

принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий,

напряжения, но доставляет радость, осознается как общественно полезная.

Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни.

Трудовое воспитание в семье – обязанность родителей, от сохранения

которой зависит нравственная ценность человека и общества.

В труде рождается коллективизм, который во многом определяет суть

внутрисемейных отношений — супружеских, родительских, родственных.

В раннем детстве обязанности касаются скорее личности ребенка,

формирования его трудовых навыков и умений, чем реальной помощи

Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а

воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей

в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить

выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки.

Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности,

ребенок становится более выносливым и терпеливым, наблюдательным,

учится быстро и точно выполнять порученное дело. Воспитанный в труде,

он, как правило, увереннее ориентируется в жизни и всегда находит способы

преодолеть трудности на своем пути.

Однако родители не должны думать, что под трудом понимается только

физический труд, мускульная работа. С развитием современного машинного

производства человек постепенно становится участником больших,

организованных механических процессов, от него всё больше требуются

не только физические, но и умственные силы. Другими словами, в своей

семье родители должны стремиться воспитывать не ломовую рабочую силу,

а интеллектуально, творчески мыслящих граждан.

Любовь к разным видам труда воспитывается в семье. Работа бывает не

только интересной и приятной, но и тяжелой, утомительной, грязной. Важно

приучать детей доводить начатое дело до конца, даже если работа не

доставляет удовольствия. В этом проявляется трудовая дисциплина и сила

Любовь к труду рождается в дошкольном возрасте и сохраняется всю

Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше.

Различают фактические и нравственные результаты труда. Небрежная уборка

квартиры (недобросовестное мытье полов и посуды) никому не будет в

радость. Что бы ни делал малыш в помощь другим, это должно быть

выражением или воплощением его любви, внимания и уважения к

Любой ребенок должен понимать, что он является полноценным членом

семьи, от которого ждут посильной помощи. Трехлетний малыш может

собрать игрушки, положить на место книжки, подать к столу ложки…Это его

не затруднит ,но привьет навык самообслуживания. .Все дети независимо от

пола должны приобретать навыки самообслуживания.

С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки

самообслуживания: учить умываться, чистить зубы, самостоятельно

одеваться, раздеваться, наводить порядок в игрушках. Развивая навыки

самообслуживания, взрослые должны знать, что вследствие физиологических

особенностей (неразвитая мелкая моторика, период сенсорного развития…)

любое дело дается малышу с трудом.

До трех лет ребенок только учится чувствовать окружающий мир и ему

сложно соблюдать последовательность действий. Важно проявлять

спокойствие, терпение и доброжелательность. Важно позволить малышу

выполнять то дело, которое он может сделать сам.

Нельзя полностью освобождать его от домашних обязанностей. Он может

привыкнуть к тому, что родители обязаны его обслуживать. Ошибка

родителей – приучать к труду силой. Грубое принуждение, как повинность,

может вызвать у дочери или сына отвращение к работе или комплекс

Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им

незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап

взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять

лень. Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему

осознать ее значимость.

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию.

Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка.

Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ

решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку

и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после

себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель,

вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними

питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты,

любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок,

собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей

вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Все, что мы передаем детям, обязательно им пригодится в жизни. Наша

обязанность – сделать так, чтобы труд у детей вошел в привычку. Не зря

гласит пословица «Счастье родителей – честность и трудолюбие

детей».Нравственная ценность любого человека измеряется его отношением

В любом воспитании важен пример. Нельзя достичь успеха в семье, где мать

работает, а отец ведет праздный образ жизни. Родители обязаны четко

определить, что в их семье «можно», «нужно» и «нельзя» делать. От позиции

взрослых зависит какую обстановку (расхлябанности или порядка) создадут

дети в своей будущей семье .

.Понятия «можно», «нужно», «нельзя» необходимо закреплять в раннем

детстве. Важно донести до ребенка значимость прекрасных слов «надо» и

«нельзя». Эти волшебные слова помогают людям воспитать в себе силу воли.

В момент усталости и плохого настроения человек призывает на помощь

чувство долга и говорит себе: «Я должен это сделать».Важно с детства

научить детей сдерживать свои желания, то есть привить им навыки

самоконтроля и самоорганизации.

Рекомендации для родителей:

Не освобождайте ребенка от трудовых обязанностей. Не воспитывайте

трудолюбивы – дети не ленивы».

Помните: у детей должны быть разовые и постоянные обязанности.

Любое новое дело нужно выполнять совместно.

позволяйте детям приобретать опыт беспорядочной и безответственной

тактичность при оценивании результатов детского труда.

Поддерживайте у дочери и сына интерес к труду. Поручая непривычное

для них дело, давайте им творческие задачи и избегайте чрезмерной опеки

организатора и исполнителя дела.

Правильно оценивайте возможности детей. Родительские поручения

Учитывайте его индивидуальные особенности.

Привлекая малыша к домашним обязанностям, воспитывайте в нем

привычку заботиться об окружающих его людях.

Уважайте интерес малыша к любому виду труда и не заглушайте его

стремления к самостоятельности.

Воспитывайте у детей уважение к чужому труду. Рассказывайте им об

Трудовое воспитание в семье – это жизненная необходимость, которая

помогает человеку реализовать себя или найти свое место в жизни.

1. . Макаренко А.С. Педагогическая поэма. — М.: Педагогика, 1981

2.Файзиева Е.Б. Семья и семейное воспитание. Краткий словарь: учеб. пособие для студентов

высших учебных заведений.— Электросталь: Филиал РГСУ, 2014. — 88 с

3. Зимникова И.А. Трудовое воспитание в условиях дополнительного образования [Электронный

4. СЕМЬЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ

СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА Под

редакцией д-ра полит. наук, профессора Г.И. Климантовой Москва КВАНТ МЕДИА 2017г.

Трудовое воспитание в семье
статья по теме

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни.

Читать еще:  Социально нравственное воспитание дошкольников в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
trudovoe_vospitanie.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в семье.

Учитель начальных классов Кирсанова В.Л.

МБОУ школы – интерната №8 г. Саяногорска

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья,

а приговорить его к труду жизни».

Постоянная занятость ребенка, увлечённость его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, неприученного трудиться, один путь – поиск «лёгкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети такие трудолюбивые». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.

Задачей трудовой деятельности ребёнка в семье является развитие в нём нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.

Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребёнка является трудолюбие.

Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности и старании. Труд — одно из средств самоутверждения личности. Заниматься спортом – это тоже труд, и просто физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы и здоровье, повышает жизненную энергию. Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии ребёнка. Труд развивает умственные способности, его сообразительность, творческую смекалку.

Одним из важных условий трудового воспитания в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребёнка дома. Она будет способствовать развитию в нём самом, такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нём трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, и как следствие, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Макаренко А.С. о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы для того, чтобы они длительное время несли ответственность за порученную им работу, а как они это будут делать – предоставьте решать и отвечать за решение им самим. Этим вы поставите перед детьми задачу организационную. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Например: можно на долгое время поручить ребёнку следить за чистотой в определённой комнате, поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи и совместная деятельность. Во время труда происходит интенсивное общение, дети становятся откровеннее, а это помогает родителям лучше понять и помочь им. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приёмы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями. Нет совместной деятельности – нет ни повода, ни возможности для общения.

Родители должны помнить, что ребёнок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и, особенно, с раннего детства, когда ребёнка приучают убирать свои игрушки, вещи, книжки; прививают навыки самообслуживания, ведь это тоже труд. Всё нужно делать с удовольствием, правильно относиться к труду и получать радость от него – это тоже зависит от родителей. Любой труд способствует нравственному и духовному воспитанию.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развития своих способностей, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии (сюжетно-ролевые игры, наблюдения за работой врача, продавца, кондуктора и т.д.). В процессе трудового воспитания, познаёт окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится в будущем более прилежным в учёбе, которая тоже является трудом.

Труд всегда был источником красоты, а трудовое воспитание в семье позволит ребёнку непосредственно воспринять красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребёнка нравственно значимым.

Очень важна подготовка ребёнка к труду в коллективе, объединяющего интересы, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.

Таким образом, трудовое воспитание ребёнка в семье должно быть правильно и педагогически целесообразно организовано.

  1. А.С. Макаренко. «Лекции о воспитании детей» пед. сочинения в 8т.,т.4.
  2. А.С. Макаренко. «Семья и воспитание детей». Учебное пособие. М. Педагогика, 1984, 200с
  3. А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания. Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. Знание 1984. 400с.
  4. Л.А. Кулик. Семейное воспитание: Учебное пособие, М. Просвещение, 2003.

Как привить ребенку трудолюбие? Средства, методы и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста

Для полноценного развития ребёнка очень важно уделять внимание трудовому воспитанию детей с самых ранних лет, когда малыши открыты ко всему новому, учатся доброте, любви и уважению. В период детского сада и школы воспитатели и учителя помогают детям приобрести трудовые навыки, но трудовое воспитание начинается в семье, и именно родители играют огромную роль в формировании трудолюбия.

Многие малыши сами проявляют интерес к труду, с большой охотой выполняют поручения старших. Таким образом, у детей развивается чувство долга, любовь к труду, воспитывается характер, а трудовые навыки приобретаются быстро.

Правильное трудовое воспитание дошкольников в семье-залог благополучной жизни в дальнейшем

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Г лавной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания:

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет.

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач.

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

Формы и виды трудового воспитания

Трудовое воспитание дошкольников в семье помогает в физическом и нравственном развитии. Осваивая трудовые навыки, дети начинают становится уверенней. Труд развивает чувство дисциплины.

Разновидности трудовой деятельности зависят от поставленных целей и задач труда. Наблюдая за взрослыми, малыши учатся труду и определенным способностям.

Виды трудового воспитания

Самообслуживание

Такой навык необходимо формировать у ребёнка с раннего возраста. Но из-за особенностей маленького организма, малышам ещё не в силах совершать различные действия: пальчики не слушаются, не запоминается последовательность действий, неспособность управлять собственной волей. В этот период взрослым необходимо набраться терпения и спокойствия, быть благосклонным к малышу. Только так можно добиться от ребёнка положительной реакции для выполнения таких действий, как чистить самостоятельно зубы, одеваться, заправлять кровать, убирать игрушки.

Для того, чтобы малыш быстро освоил навыки самообслуживания, нужно:

  • Постоянно совершать эти действия
  • Следить за выполнением трудовых процессов
  • Учить малыша аккуратности, чистоте, опрятности

По мере взросления добавлять новые обязанности по самообслуживанию. Например, для школьника младших классов — совместно подготовить школьную одежду к завтрашнему дню, затем позволить ребёнку делать это самостоятельно, контролируя процесс.

Хозяйственно-бытовой труд

Детям дошкольного возраста нужно приобретать навыки хозяйственного труда. Малышу можно поручить такие простые задания, как протирание пыли, стола, уборка игрушек. В детском саду действуют подобные методы трудовой деятельности: во время дежурства малыши накрывают на стол, ухаживают за растениями, вытирают полочки. За каждые действия ребёнка необходимо хвалить, поощрять, даже если результат выполненной работы не совсем удовлетворительный. Взрослые контролируют все действия и при необходимости поправляют ребёнка, тем самым показывают, как правильно выполнять ту или иную работу. Ругать малышей запрещено, только так можно достичь цели трудового воспитания.

Труд в природе

Развитие трудовых способностей в природе — это отличный способ познать все великолепие и красоту окружающей среды, развивать такой навык, как наблюдательность и учиться оттачивать свои действия. Задача такого вида воспитания — развить выносливость, волевые качества.

Детям можно поручить кормление птиц, рыб, уход за цветами. Если в группе есть живой уголок, то малыши могут ухаживать за животными. Дома детям можно поручать такие же обязанности. Ещё один интересный способ — выращивание зелени на подоконнике (лук, укроп, петрушка). Малышам с охотой будут наблюдать за ростом таких растений и ухаживать за ними.

Ручной труд

Ручной труд подразумевает работу руками. Дети дошкольного возраста выполняют поделки, используя различные материалы. Ручной труд способствует развитию таких качеств, как терпение, усидчивость, эстетический вкус. Здесь, как и в любом другом виде трудовой деятельности, малышу важно получать похвалу со стороны взрослых, чтобы поддерживать интерес к данной деятельности.

Формы трудового воспитания

Выделяют три основные формы трудового воспитания:

  1. Поручения. Это индивидуальные задания, которые поручают ребёнку родители или воспитатели в детском саду. Здесь учитываются особенности малыша, его опыт. Выполняя задания, ребёнок развивает чувство ответственности.
  2. Дежурства. Такая форма трудовой деятельности направлена на то, чтобы ребёнок выполнял задания по обслуживанию коллектива (например, накрыть на стол). Это учит малыша заботе о других, быть ответственным перед коллективом.
  3. Коллективный труд. Такая форма труда более присуща для деток постарше: взрослые дают общее задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Дети учатся работать в коллективе, договариваться.

Методы и средства трудового воспитания

С ранних лет дети познают окружающий мир, цель родителей — оказать в этом помощь, обучая несложным самостоятельным действиям.

Трудовое воспитание детей раннего возраста осуществляется с помощью средств:

  • Собственная деятельность. С помощью такого средства малыши учатся и приобретают определённые навыки, достигают цели и получают результаты. Также у них развивается трудолюбие, дисциплина.
  • Ознакомление с трудом взрослых. Такое средство помогает ребёнку узнать о трудовой деятельности других людей, об общественной значимости, формирует правильное отношение к труду.
  • Художественные средства. Сюда относятся различные виды искусства: музыка, живопись и т.д. Безусловно, нельзя обучиться труду, слушая сказку или музыкальные произведения. Однако, это помогает заинтересовать ребёнка. В большинстве рассказов и сказках главные герои всегда трудолюбивы, помогают нуждающимся, и в итоге получают любовь, признание. Малыш может испытать такие эмоции, благодаря которым ему захочется быть похожим на того, кто выполняет трудовую деятельность и не боится труда.

К основным методам трудового воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Метод эмоционального настроения: использование музыкальных произведений, обсуждение трудовой деятельности и результатов
  • Словесный метод: обсуждения, рассуждения о ходе труда, способах его выполнения, оценка
  • Метод наглядности: показываются и демонстрируются нюансы трудовой деятельности
  • Практические задания — труд, который выполняется непосредственно самим ребёнком

Особенности трудового воспитания в семье

  • Родители должны показывать достойный пример. Если мама и папа постоянно спорят, кто сегодня пойдёт выносить мусор или моет посуду, то и малыша будет сложно приучить к трудолюбию
  • Трудовое воспитание должно начинается с ранних лет. Обычно, детям не нравится убирать за собой игрушки. В этом случае, делайте это вместе. У всех игрушек должно быть своё место: книги на полке, мягкие игрушки в корзине
  • Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не препятствуйте. Даже если ребёнок плохо помыл тарелку или слишком медленно одевается. Наберитесь терпением, а также поручите крохе определенные простые обязанности
  • Хвалите ребёнка за любое сделанное дело. Малышам очень важно понимать, что они молодцы. Восхищение родителей-лучшая награда
  • Не нужно заставлять ребёнка заниматься трудовой деятельностью. Лучший вариант — совместная трудовая работа. Превратите обыкновенную уборку в игру, соревнование
  • Доверьте малышу регулярные обязанности, согласно его возрасту: кормление домашних животных, уход за цветами. Так ребёнок будет понимать, что его труд очень важен в семье
  • Малышу необходимо понимать результат своих действий. Объясняйте ему, для чего он выполняет тот или иной труд: если не кормить рыбок, то они погибнут, а цветы без воды завянут
  • Какие-то поручения могут быть не понятны ребёнку, поэтому взрослым нужно показать малышу, как именно выполнять работу. Вероятно, потребуется некоторое время, чтобы ребёнок понял. Запасайтесь терпением и повторяйте столько раз, сколько потребуется
  • Контролируйте малыша. Если ребёнок выполнил работу не качественно, а родители потом за него доделывают или переделывают, то в дальнейшем малыш будет отлынивать от выполнения поручений, зная, что за него и так все сделают

Воспитание трудолюбия у детей раннего возраста

Для достижения успехов в жизни человек должен быть трудолюбивым. Природа не заложила в нас такое качество, поэтому любовь к труду необходимо развивать. Основной задачей трудового воспитания дошкольников — научить трудолюбию, быть ответственным за выполняемое задание.

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста начинается с самообслуживания, либо выполняя несложные поручения родителей в быту. Дети более старшего возраста выполняют учебный труд и общественный. Чем раньше родители начнут приобщать малышей к домашнему труду, тем легче им будет справляться со своими трудовыми обязанностями дальше.

У каждого малыша, как и у любого человека, есть свои определенные интересы к какой-то деятельности. И если не обращать внимание на такой интерес и стремление крохи, не заниматься дальнейшем развитием, то эта заинтересованность может и вовсе исчезнуть. Маме и папе важно поддерживать ребёнка, а также добавлять что-то новое, что будет помогать развитию трудолюбия. Совмещайте приятное с полезным в форме игры, и малышу трудовая деятельность будет даваться легко, он будет заинтересован в помощи не только себе, но и окружающим.

Малыши очень любят подражать взрослым, этот момент важно не упустить. Позволяйте крохе помогать вам в простых семейных делах: убрать игрушки на место, протереть стол, помыть за собой чашку и так далее. Позволяйте ребёнку быть самостоятельным, особенно, если он сам этого хочет.

Не забывайте про отдых, он необходим маленькому человеку. В промежутках между трудовой деятельностью позволяйте ребёнку заниматься тем, что ему нравится.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших.

Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

Трудовое воспитание детей в семье

Нравственная ценность будущего гражданина во многом зависит от умения и желания трудиться. Правильно поставленное трудовое воспитание в семье – основа благополучной жизни в дальнейшем.

Положительные мотивы, которые подвигают человека к труду:

  1. Осознание его общественной значимости, гордость за себя и результат работы.
  2. Наличие материальной заинтересованности.
  3. Физическая потребность в труде и творческом созидании.

Падение престижа труда

Привлечение педагогического наследия прошлого в воспитании детей не всегда уместно, нынешние моральные ценности несколько отличаются, что особенно относится к трудовому воспитанию. Честный труд к сожалению, уже не является почетным.

Тому несколько причин:

  1. По сравнению с условиями жизни многочисленных чиновников, работа рядовых граждан не позволяет достойно содержать семью, обеспечивать своих детей. Их труд оплачивается не по достоинству.
  2. Учитывая размер нищенских пенсий, можно говорить о пренебрежении чиновников, политиков человеком труда.
  3. В стране процветает безработица, работа не имеет адекватной оплаты, люди работают практически даром, но по призванию.

Значение труда для развития личности

Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.

Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует. Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным.

Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы. В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей

  1. Взрослые сами должны браться за работу с желанием. Если между папой и мамой постоянно идут препирательства, кому сегодня убирать или сходить в магазин, из ребенка тоже ударника труда не выйдет.
  2. Воспитание трудолюбия нужно начинать как можно раньше. Малыши обычно не любят собирать игрушки после игр, поэтому заниматься этим можно вместе. Весь «реквизит» должен иметь свое место: книги ставят на полку, мягкие игрушки убирают в коробку, машины хранятся в гараже.
  3. Желание помочь, сделать что-то самостоятельно не должны пресекаться родителями, даже если после мытья тарелок на них остается жир, а завязывание шнурков приведет к опозданию в сад и на работу. Родителям следует запастись терпением, а также определенным «арсеналом» дел, которые можно поручить ребенку.
  4. Любое выполненное поручение должно быть вознаграждено. Самое важное вознаграждение – это восхищение и похвала мамы. Юному помощнику очень важно осознавать, что он молодец, видеть пользу от результата своего труда.
  5. Трудовые поручения не должны иметь форму принуждения. Еще лучше, если взрослые будут делать что-то совместно с детьми. Обычную уборку можно провести в форме состязания, игры, а лепка пельменей или пирожков превратится в незабываемый праздник.
  6. У ребенка должны появиться свои постоянные посильные обязанности. Регулярное кормление рыбок или уход за растениями немного освободит старших, а малыш будет чувствовать свою значимость в семейном коллективе.
  7. Дети должны осознавать конечный результат своих усилий, им нужно объяснить, с какой целью производятся те или иные действия: цветы могут увянуть, если их не полить, а рыбки без корма погибнут.
  8. Некоторые действия ребенку нужно показать лично, научить, объяснить, как делать. Возможно, это потребуется не единожды, взрослым нужно запастись терпением.
  9. Необходимо всегда проверять работу, сделанную ребенком, она должна быть осуществлена качественно и до конца. Если взрослые будут сами исправлять огрехи и доделывать, то этим только научат свое чадо уклоняться от поручений, ведь всегда есть кому завершить работу.

Трудовое воспитание мальчика

Наследник вырастет трудолюбивым, если только отец сам не сидит без дела перед телевизором, перекладывая все заботы по дому на плечи жены. Труд старшего мужчины – наглядный пример для малыша.

Сообразуясь с возрастом отпрыска, умный папа привлечет его к посильной помощи: мальчик может подавать инструменты, помочь в саду или гараже. Общение в процессе работы очень сближает, а забивать гвозди или чинить утюг – это не обрыдлая обязанность, а увлекательнейшее занятие.

Трудовое воспитание девочки

Мудрая мать ненавязчиво привлечет дочку к помощи по дому: научит убирать, стирать, готовить элементарные блюда, сервировать стол. Со временем круг ее обязанностей расширится, она научится рукодельничать, заботиться о младших.

Выполняя работу сообща, мама и дочь смогут лучше понимать друг друга. Терпение и похвала старшей обернется в дальнейшем заботой о ней. Привычка заботиться об окружающих вырабатывается с детства.

Памятка о том, чего нельзя

  1. Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские. Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
  2. Нельзя нагружать детей сверх меры. Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для основного детского занятия – игры.
  3. «Льзя» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семьях их детей: полная расхлябанность или порядок.
  4. Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
  5. Нельзя наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
  6. Нельзя ценить только собственные усилия. В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.

Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector