221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Значение эстетического воспитания
консультация на тему

Значение эстетического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
esteticheskoe_vospitanie-2.docx134.28 КБ

Предварительный просмотр:

Для вас, коллеги!

Значение эстетического воспитания

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляется с помощью таких средств как игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, праздники и развлечения.

Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художественных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть привлекательны, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, будить воображение.

Используя все виды искусства — сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а главное — поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и вносить свой посильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т.д. С возрастом объем работы для дошкольников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

Трудовая деятельность является одним из средств эстетического воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, подчеркивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом важно, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. Поэтому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.

Праздники и развлечения обогащают детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые творческие проявления.

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус — понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

Задача эстетического воспитания – это развитие у ребенка эстетического восприятия мира, фантазии, чувств, представлений, творческих способностей, вкусов.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Перед всеми типами учебных заведений, в том числе и дошкольными образовательными учреждениями, стоит задача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников.

Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых!

1. Значение эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание дошкольников целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию эстетических чувств ребенка, формированию эстетических представлений, оценок и эстетического отношения к прекрасному в природе, искусстве и окружающей жизни.

Составляющей этого процесса является художественное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к произведениям искусства; развитие способности к самостоятельному художественному творчеству.

Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Эстетические впечатления обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями, ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров. Большое значение для общего развития имеет и собственное участие ребенка в разных видах художественно-эстетической деятельности. При этом у него обостряется способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире – в природе, человеческих отношениях, мире вещей. Дети начинают более внимательно вслушиваться, всматриваться в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства. В процессе художественной деятельности они получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают ребенка осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Художественно-эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.

2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников

В дошкольный период наблюдается ряд особенностей, ценных для дальнейшего эстетического развития:

единство в понимании красивого, доброго, правильного;

целостное восприятие содержания и формы;

способность к соучастию и сопереживанию;

непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.

3. Принципы эстетического воспитания дошкольников

Выделяются следующие принципы эстетического воспитания дошкольников:

принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;

эстетического ориентира на общечеловеческие ценности;

обогащения сенсорно-чувственного опыта;

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.

Задачи эстетического воспитания дошкольников условно можно разделить на три основные группы:

1.Развитие эстетических чувств, потребностей, интересов, эстетического отношения к действительности.

2.Формирование элементарного эстетического сознания (представлений, понятий, оценочных суждений, вкусов).

3.Развитие эстетических умений и художественно-творческих способностей.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Понятие и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка дошкольного возраста, с целью развития у него умения видеть прекрасное в окружающем мире, произведениях искусства, а также умения создавать прекрасное собственными силами.

Эстетическое воспитание детей необходимо начинать с самых первых дней жизни.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс по формированию у детей дошкольного возраста творческой активности, умения воспринимать и оценивать красоту в природе, жизни и искусстве. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя воспитание у детей эстетического отношения к общественной жизни, труду, природе, искусству и быту. Однако познание произведений искусства очень многогранно, поэтому оно выделяется в отдельную часть эстетического воспитания детей.

В процессе эстетического воспитания, дети дошкольного возраста знакомятся с красотой в окружающей жизни, природе и искусстве, они учатся воспринимать и чувствовать эту красоту. Данный процесс способствует развитию у них фантазии и воображения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  • воспитание через художественные средства;
  • воспитание через искусство;
  • воспитание посредством внехудожественных средств (природа, труд, окружающая среда, учебная деятельность и т.д.).

Таким образом, процесс эстетического воспитания включает в себя общекультурное, философское и психолого-педагогическое образование.

Цель и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы дать детям необходимые знания, умения и навыки из различных областей искусства, а также сформировать у них интерес и стремление заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

Достижение основной цели эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигается через последовательное решение ряда следующих групп задач:

Первая группа задач эстетического воспитания – это задачи, направленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру и приобретение ими теоретических знаний. Включают в себя ряд следующих задач:

  • воспитание у детей эстетической культуры;
  • формирование и развитие эстетических восприятий, чувств и переживания, а также эстетического отношения к окружающей ребенка деятельности;
  • развитие у детей умения видеть и чувствовать красоту в поступках, природе, искусстве, окружающем мире;
  • воспитывать потребность в познании прекрасного;
  • воспитание стремления окружать себя прекрасным, создавать его собственными руками.

Вторая группа задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей практических умений и навыков в области разнообразных видов искусств. Включает в себя:

  • обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку;
  • формирование и развитие устного творчества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, подразумевает решение следующих задач:

  1. Осуществление систематического развития восприятия прекрасного и эстетических чувств детей, через различные виды искусств, деятельность, эмоциональную вовлеченность и т.д.
  2. Приобщение детей к искусству, обучение их практическим умениям, воспитание посильно вносить в окружающую среду элементов прекрасного.
  3. Формирование у детей эстетического вкуса и умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развитие у детей творческих и художественных способностей, через организацию деятельности, связанной с искусством.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста приходится сталкиваться с трудностями, которые связаны с заложенными природой в каждом ребенке задатками и возможностями. Некоторые дети рождаются со стремлением к познанию и восприятию прекрасного, а у кого-то такие навыки необходимо целенаправленного и систематически развивать.

В качестве воспитательного влияния педагогами используются разнообразные средства искусства, способствующие развитию у детей специальных способностей и дарований.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Формирование эстетических знаний.
  2. Формирование эстетических умений и навыков.
  3. 3.Воспитание у детей эстетических интересов, чувств, потребностей, вкусов и оценок.

Организованное в ДОУ эстетическое воспитание находится в тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитательного процесса, а используемые воспитателями формы работы разнообразны. Полученные результаты могут проявляться в различных видах детской деятельности.

Педагогическая работа, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему, посредством ознакомления с природными и общественными явлениями в процессе трудовой или игровой деятельности, а также в быту.
  2. Эстетическое воспитание детей с использование различных средств искусства (развитие творческих способностей, художественное воспитание и т.д.).

Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеют организуемые воспитателями в рамках ДОУ праздники, мероприятия и развлечения. Одним из основных их предназначений является обогащение детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Вопрос 1ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Эстетическое воспитание — целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входят воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

Эстетическая эмоция — высший этап развития человеческой чувственности в ее действенном непосредственном проявлении. Это эмоциональная реакция, отражающая уровень духовной жизни человека, его представление о желаемом и практическом как в настоящем, так и в будущем. По эстетическим эмоциональным реакциям ребенка можно судить об успехах или неуспехах эстетического развития воспитуемого. Эстетические эмоции оказывают влияние на развитие таких Творческих способностей человека, как воссоздающее творческое воображение и фантазия. В результате действия эстетической эмоции рождается эстетическое переживание — конкретное /психическое состояние организма, вызванное определенной системой эмоционально-эстетических / переживаний, невозможных вне личностного смысла.

Эстетическое чувство- социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к явлению или предмету. ;

Эстетическая потребность — одна из основополагающих потребностей личности, внутренний побудитель.

Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного, эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами и переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее, к понимаю, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Развитие художественно-творческих способностей детей Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно они имеют большое своеобразие, которое выражается в непосредственном отображении действительности, вере в ч^пр^дивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях.

/ Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на подражании,

Саходит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от кружающега-миря^__

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого воображения в их осуществлении.

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок.

Так же как и в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений.

Таким образом b дошкольном образе наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. — ^ Формирование основ эстетического вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а что бы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Основные средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления с эстетикой быта, с / прекрасным в труде, природе, общественных явлениях и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними:

1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

2. Чистота, простота, красота.

3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

4. Bсе компоненты оформления должны составлять единый ансамбль. С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя.

Мощным средством эстетического воспитания является родная природа. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката.. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка, у

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также являются важными средствами эстетического воспитания. Улицы, здания, памятники также способствуют эстетическому и нравственному воспитанию детей. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, ее честным, добрым и мужественным людям. Произведения искусств являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, театр, кино.

/ Условием и средством эстетического воспитания является художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративная прикладная практика, дизайн.

Методы эстетического воспитания.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель мог показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой

вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служат активными методами воздействия на ребенка, т.к. опираются на особенность детства — подражательность.

/ Практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций (желание создавать своими руками: лепить, рисовать, мастерить, украшать, участвовать в художественной деятельности разных видов).

По принципу управленияПод прямым руководствомПод косвенным
деятельностью детейвзрослогоруководством взрослого
По способу объединенияСовместная деятельностьИндивидуальная,
детейдетей и взрослого: • фронтальная • по группам • с одним ребенкомподгруппами
По видам деятельностиЗанятия,экскурсии,Театрализованные игры,
праздники, игры,повторение занятий,
развлечения, трудпраздников.

№2 Эстетическое восприятие

С первых дней своей жизни ребенок попадает в мир неизвестных и непривычных для него явлений, под воздействием которых его мозг и психика приходят в деятельное состояние. Начинается знакомство с внешним миром. Уже на первом месяце жизни у ребенка наблюдается избирательно-эмоциональная реакция на внешние события. В момент проявления первичных потребностей у новорожденного нет даже самых элементарных образов и представлений, но уже на первом году жизни у ребенка развиваются познавательные и эмоциональные реакции. По данным физиологии, созревание мозга ребенка совершается быстрее, если его вовлекать в ориентировочную деятельность, предоставляя ему различные игрушки. Жажда новых впечатлений постоянно развивается в познавательной потребности, которая дифференцируется на эстетическую. Предметная деятельность вводит ребенка в мир неизвестной ему меры человеческой жизни. Она дает первые представления о форме (через линию, цвет, звук) и содержании (через значение) предмета, формирует, организует его зрительные и слуховые восприятия, а через них способность к различению особенностей предметов.

Таким образом, уже в дошкольный период формируются исходные элементы, которые составят впоследствии структуру эстетической потребности.

Дошкольный возраст является стадией накопления исходной информации: у ребенка проявляются первые навыки эстетического восприятия и деятельности, складываются основы эстетической культуры. Но объект еще не становится источником эстетических знаний, он больше служит источником непосредственного выражения чувств.

«Ребенок обращается к рисунку или книге, песне или сказке не потому, что он видит их эстетическую значимость. Им руководит познавательный интерес, любопытство, пытливость, у него ‘нет связи между целью и способ действия. Его отношение к доступному ему эстетическому проявлению действительности неустойчиво. Ребенка вводят в мир книг, красок, музыки, прежде чем у него возникает какая-либо форма эстетического отношения к действительности. Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, музыкальным занятиям, воспитатель способствует активизации мышления, обостряет интерес, определяет его избирательность; от систематических и направленных упражнений у ребенка развиваются органы зрения, осязания, вкуса. Но этот возраст пластичен и неустойчив, отчего чаще всего встречаются случайные проявления желаний и интересов.

Поэтому на воспитателе лежит серьезная ответственность за подбор и организацию средств, внешних факторов, за формирование целенаправленного, устойчивого, эстетически-содержательного появления личности.

3 ВОПРОС Разработка плана лекционного занятия педагогической и психологической

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читать еще:  Социальное понимание феномена воспитания предполагает рассмотрение
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector